Токарь УЭМЗ Александр Гализин: «Чем больше рабочих обучу, тем лучше для завода»
Токарь Уральского электромеханического завода Александр Гализин в свои 29 лет обучил уже полсотни молодых специалистов. Наставничеством он занимается пять лет. Эту обязанность ему предложили почти сразу после того, как он выучился на токаря. В интервью «СР» Александр рассказал, как попал в профессию, какие подходы использует в обучении и почему считает важным передавать опыт другим.
— Почему решили стать токарем?
— После армии я устроился в ЧОП и сразу понял, что если продолжу там работать, то постепенно деградирую. По совету знакомого решил пойти на УЭМЗ. На заводах я работаю с 14 лет: на Березовском заводе строительных конструкций чистил от ржавчины металлические листы, на научных производствах был комплектовщиком, однажды даже строил теплотрассу. Специальность долго выбирать не пришлось — еще когда в восьмом классе я помогал учителю труда оснащать токарный класс, он мне говорил: «Отличный из тебя выйдет токарь!» К тому же у меня и прадед был токарем, и отец, так что, может, генетически передалось. В общем, в 2013 году я стал учеником токаря на заводе.
— Расскажите про ваших учителей.
— Мне повезло с наставниками, настоящими профессионалами. Учился у Евгения Владимировича Лучины, Вячеслава Афанасьевича Толмачева и Анатолия Николаевича Горшкова. Помню, поступит задача, они встанут втроем и обсуждают, как ее решить. И у всех разные способы. Спрашиваешь: «Как делать-то?» А они: «Выбирай». И тут уже начинаешь сам думать, комбинировать пути решения.
Очередь из учеников
— Когда сами стали наставником?
— Евгений Владимирович Лучина ушел с завода, и мне предложили побыть на подхвате у наставников, помочь им с обучением ребят. Постепенно это стало одной из моих основных задач. С 2016 года я официально являюсь наставником. Первое время совмещать работу и наставничество было тяжело, тем более тогда я еще учился в Уральском политехническом колледже. Бывало, успевал сделать лишь пару деталей, а за спиной уже выстраивалась очередь из учеников. Одному резец поправить, второму что-то объяснить. Пока пройдешь по кругу и каждому станок наладишь, наступает обед. Но потом стало легче.
— Как проходит обучение новичков?
— За полгода, что длится обучение, я стараюсь пройти с учениками все моменты, которые могут встретиться в работе. Чтобы не возникало вопросов типа: «Я тут в книжке прочитал, что резьбу надо резцом нарезать, а почему мы это делаем плашкой?», я без лишних рассуждений показываю минусы и плюсы разных способов, то есть делаю упор на практику. И только спустя четыре месяца начинаю давать теорию, показываю примеры экзаменационных билетов, по которым ученики сдают на разряд.
— Чтобы сделать образовательный процесс эффективнее, какие подходы используете?
— Раньше, когда учеников было больше, я превращал обучение в соревновательный процесс: например, сравнивал их по выработке часов. Тем, кто не ленился, платили больше. В следующем месяце и остальные ребята подтягивались. Или прошу учеников друг другу помогать, рассказывать, кто что усвоил. Это хорошая подготовка к экзамену, который им предстоит сдать через полгода обучения. Не устаю повторять, что всегда нужно иметь цель, а чтобы ее достичь — иметь стремление к учебе, к чему-то новому, не чураться любой черной работы. Как говорится, без шишек не будет и плюшек.
Воспитать универсалов
— Легко находите общий язык с учениками?
— В армии я был старшиной, так что опыта мне хватает. Конечно, все люди разные, попадались индивидуумы, которые считать в уме разучились или никогда не умели — спасибо гаджетам. Приходится более усердно с такими работать. А иногда вижу: стоит человек за станком, но мыслями явно не на работе. Уставится в одну точку, видно, что чем-то обеспокоен. В таких случаях всегда спрашиваю, как дела в семье, даю выговориться. При этом стараюсь внушить мысль, что на работе надо думать только о работе, иначе зазеваешься и можешь легко остаться без пальца. Безопасность превыше всего!
— Что, на ваш взгляд, главное в наставничестве?
— Моя цель — не просто обучить работе на станке, а сделать так, чтобы ребята стали настоящими универсалами, умели выполнять разные задачи на станках, а также умели работать на оборудовании с числовым программным управлением (ЧПУ). У нас сейчас какая проблема? На одного токаря-универсала приходится четыре токаря-операциониста, которые могут выполнять лишь пять-шесть задач — и все. К примеру, на заводе одну операцию на станке умеет делать только один человек, которому больше 65 лет. В разгар пандемии он оставался на изоляции, и заменить его было некем. А чтобы обучить другого всем нюансам его работы, нужно год-два. Где взять это время? Своим ученикам я стараюсь обрисовать все возможные перспективы, расширить кругозор. Если ты станочник-универсал, то всегда будешь востребован: сегодня ты токарь, завтра — фрезеровщик, послезавтра — оператор станков с ЧПУ. Тем более сейчас тренд на автоматизацию. Важно иметь навык быстро осваивать работу с новым сложным оборудованием.
— Были мысли бросить наставничество?
— Наставничество, конечно, отнимает много сил. Хотя недавно стало проще, у меня появился напарник Евгений Рябчинских. До него в разное время было еще трое, но они быстро уходили, не всем это интересно. А без напарника тяжело: ни в отпуск не уйти, ни поработать нормально. Меня звали во ВНИИА им. Духова и в ОКБ «Новатор», но я отказался, потому что благодарен заводу за то, что он мне дал. И понимаю, что, если я сейчас уйду, некому будет обучать молодых.
— Вы занимали второе место в конкурсе «Мастер — золотые руки», побеждали на чемпионате UEMZSkills токарей 8‑го разряда, имея 6‑й. Что для вас ценнее — профессиональные достижения или заслуги в наставничестве?
— Наставничество. За все время я обучил около 50 человек. Не все они были моими официальными учениками, но многие часто обращались за помощью. А, как наставник, я не имею морального права им отказывать. Я вообще на это смотрю глобально: чем больше рабочих я обучу, тем лучше будет для завода — можно улучшить взаимозаменяемость, более гибко распределять нагрузку, повышать производительность труда.