Купи себе немного солнца, ветра или атомов

Что такое зеленые сертификаты и как они работают? Когда вступит в силу закон, который признает товаром их и другие инструменты подтверждения происхождения энергии, как это может сказаться на доходности бизнеса? На вебинаре, организованном департаментом устойчивого развития и Корпоративной академией «Росатома», выступил заместитель председателя правления ассоциации «НП «Совет рынка» Олег Баркин. Приводим выдержки из его лекции.

О зеленых сертификатах

В централизованной энергосистеме работают различные источники энергии, как возобновляемой, так и обычной, разного типа. Вся энергия смешивается — электроны пока помечать не научились, поэтому установить, что конкретный потребитель потребил именно возобновляемую энергию, физических способов нет.

Один из наиболее распространенных в мире инструментов подтверждения происхождения энергии — зеленые сертификаты. Устанавливается факт, что конкретный источник энергии, возобновляемый или низкоуглеродный, выработал определенное количество энергии за некий период, и данные приборов учета зафиксировали факт, что он это количество энергии выдал в сеть. Этот факт можно документально подтвердить сертификатом. Компания, которая хочет поддержать соответствующий тип генерации, может такой сертификат приобрести, тем самым получив право заявлять далее в своей отчетности, что она поддержала именно такой источник энергии.

По аналогии с бассейном: сертификат — это документ, удостоверяющий, что кто-то вылил ведро чистой воды в бассейн с обычной водой. А потребитель, приобретая такой сертификат, хочет подчеркнуть, что поддерживает процесс производства очистки воды. Чем больше таких потребителей, тем чище будет вода в бассейне.

Эта система оказалась работоспособной и удобной, написано немало международных стандартов, которые четко регламентируют, что такое сертификат и для чего он нужен.

О живом рынке

В принципе, сертификат может быть не раз продан и куплен, но это все-таки не спекулятивный рынок, обычно это одна, максимум две сделки. Но, чтобы предъявить сертификат в отчетности компании, его нужно погасить. Тем самым сертификат из обращения исключается. Это также обеспечивает невозможность его дублирования.

Объемы, на которые выпускается сертификат, обычно стандартизованы: как правило, это 1 МВт·ч. В сертификате указывается конкретный источник генерации, его тип: солнечная электростанция, ветроэлектростанция, гидроэлектростанция, АЭС и др. Потребитель, приобретая сертификат, также видит эту информацию. У него могут быть свои предпочтения. Например, кому-то нужны сертификаты только от солнечных станций. Никакого смешения в самих сертификатах уже не происходит, все четко зафиксировано.

Сроки оборота сертификатов в системах также ограничиваются, чтобы этот рынок был живым, чтобы нельзя было накапливать сертификаты за десятки лет, поскольку вся эта история выстроена в логике поддержки целей устойчивого развития, решения климатических и экологических проблем. Здесь важно появление новых источников энергии, то есть этот рынок должен постоянно обновляться.

Об углеродных единицах

С зелеными сертификатами часто путают сертифицированные углеродные единицы. Это похожие инструменты, оба способствуют поддержке возобновляемых источников энергии и снижению выбросов, но суть у них разная. Углеродная единица — это факт, подтверждающий, что в результате реализации некоего проекта были снижены выбросы в атмосферу. Причем это не обязательно проект в области энергетики — например, посадили рощу, что привело к снижению выбросов. Количество снижения этих выбросов документально фиксируется, верифицируется, и владельцу этого проекта выдается соответствующий документ.

О перспективах низкоуглеродной генерации

Российская энергетика неплохо выглядит с точки зрения баланса низкоуглеродной энергии. Исторически у нас почти 40% в выработке занимают АЭС и ГЭС, то есть низкоуглеродные источники энергии. Плюс активно развиваются новые виды возобновляемой энергии.

Крупные компании-экспортеры (у нас промышленность во многом ориентирована на экспорт) заинтересованы в подтверждении и расчете выбросов.

Мы оценивали их совокупный спрос на зеленые сертификаты — этот рынок пока избыточный. Но все большее количество компаний, не только экспортеров, в своих целях декларируют движение к целям устойчивого развития и в части энергетики — к снижению выбросов. Поэтому в какой-то момент мы можем прийти к тому, что потребность в этих инструментах превысит существующий объем.

Сейчас трансграничное углеродное регулирование работает больше в мониторинговом режиме, до 2026 года финансовых обязательств
не возникает, при этом основной драйвер спроса — ESG-отчетность. Она влияет на имидж, на отношение инвесторов, на доступ к финансированию. Важно и предпочтение потребителей: немало примеров, когда, заявляя о зеленой энергии у себя, компании значительно увеличивают клиентскую базу. Прежде всего, у ИТ-компаний есть такой эффект. Как следствие — растут объемы продаж и прибыли.

Об экологических законах и преференциях

Мы в России заметно отстали от мира в этой теме. Она требует законодательных изменений, но новации в законодательстве движутся не так быстро, как хотелось бы. Тем не менее мы совместно с Министерством энергетики дорабатываем закон, он находится на рассмотрении в правительстве. Закон должен ввести понятие зеленых сертификатов, установить порядок их обращения, признать их товаром, что позволило бы гораздо легче с точки зрения учета и отчетности с ними работать и снять возможные вопросы налоговой и других органов. А также синхронизировать этот реестр, эту систему как с международными стандартами, так и с другими вопросами экологических расчетов.

В мире существует практика преференций для компаний, которые используют низкоуглеродную энергию. Это определенные фискальные льготы, дополнительное субсидирование кредитов, процентных ставок, у нас эта часть пока не развита. У нас есть меры поддержки самой возобновляемой энергии, и то через рынок, а не через бюджет, поэтому, наверное, все еще впереди. Есть некие инициативы по всему спектру инструментов, это не только зеленые сертификаты, но и углеродные единицы, сейчас законодательство активно разрабатывается. Есть инициативы и в налоговом законодательстве предусмотреть определенные льготы. Надеемся, они тоже будут реализованы.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Синхроинфотрон
«Говорим друг другу важные слова»: как атомные династии отпраздновали Год семьи
Главное
Алексей Лихачев: «Самое главное, чтобы люди себя чувствовали защищенными»
Новости
В машиностроительном дивизионе «Росатома» заработал коллаборативный робот-сварщик
Новости
«Росатом» помог импортозаместить препарат от рака
Главное
Генплан действий: утверждена схема размещения объектов электроэнергетики в РФ
Федеральный номер «Страна Росатом» №1 (657)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №1 (657)

«Самое главное, чтобы люди себя чувствовали защищенными» — стр. 4

Первый на планете: в Северске заработал «прорывной» модуль фабрикации-рефабрикации — стр. 5

Свято место пусто не бывает: «Росатом» импортозаместил целый
завод в Ульяновске — стр. 6

Скачать
Последние записи
Показать ещё