Операции на губе: как ликвидируют ядерное наследие на берегу Баренцева моря

«Росатом» представил результаты работ по ликвидации ядерного наследия в пункте временного хранения ОЯТ в губе Андреева. Делегаты из Норвегии, федеральные и местные чиновники, общественники и журналисты своими глазами увидели, как организована очистка береговой территории, и узнали, что здесь будет после того, как все облученное топливо увезут на переработку.

Бассейн невыдержки

На береговой технической базе ВМФ в губе Андреева в 55 км от Мурманска с 1961 года хранили облученное топливо подводных лодок. В феврале 1982 года в здании № 5, где размещается бассейн выдержки, произошла авария: стена треснула, радиоактивная вода стала вытекать прямо на землю, оттуда — ​в акваторию Баренцева моря. Тепловыделяющие сборки решили перегрузить в контейнеры для жидких РАО — ​2А, 2Б и 3А. В емкости диаметром около 15 м и глубиной 5 м вертикально установили металлические трубы. Пространство между ними заполнили цементом — ​получились ячейки для чехлов со сборками. В общей сложности в губе Андреева хранилось более 3 тыс. чехлов с 22 тыс. ОТВС и около 19 тыс. м3 РАО.

В 1998 году началась ускоренная утилизация атомных подлодок. В ведение Минатома передали обращение с ОЯТ и радиоактивными отходами ВМФ. При осмотре базы в губе Андреева стало понятно, что объект не соответствует требованиям безопасности. Около 40 % его территории было загрязнено. В некоторых местах мощность излучения достигала 40 Р/ч. Для сравнения: сейчас радиационный фон в Мурманской области не превышает 25 мкР/ч. «Мы не могли разрабатывать технологические регламенты и строить нужные нам объекты — ​надо было сначала привести в порядок территорию», — ​описывает ситуацию руководитель проектов международной технической помощи Центра международных программ и проектов в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО «Росатома» Анатолий Григорьев.

25‑летняя приборка

Четверть века назад правительство Норвегии приняло Nuclear Action Plan — ​план действий в ядерной области. Одно из его направлений — ​сотрудничество с Россией, а один из важных проектов сотрудничества — ​снижение радиоактивности в губе Андреева, которая расположена недалеко от границы с Норвегией.

Первым делом власти Норвегии выделили деньги на отведение грунтовых вод от поврежденного здания № 5. Это был первый проект с международным финансированием в губе Андреева. Затем партнеры России — Норвегия, Швеция, Финляндия, США, Франция, Великобритания и Фонд Природоохранного партнерства «Северного измерения» разработали план и просчитали финансирование создания инфраструктуры для ликвидации ядерного наследия. Задача — ​вывезти все ОЯТ для переработки на ПО «Маяк» и очистить территорию базы.

На сегодня в рамках программы израсходовано около 250 млн долларов. Для емкостей 2А, 2Б и 3А создали биологическую защиту — ​систему оболочек, возвели над ними здание-­укрытие. Оборудовали накопительную площадку для транспортных упаковочных комплектов, ТУКов, ремонтно-­механический цех с участком дезактивации, реконструировали причал. В Италии построили многофункциональное судно «Россита» для перевозки ОЯТ и РАО. Спроектировали и изготовили уникальные роботизированные и транспортные комплексы, грузоподъемные устройства. Роботы понадобились, чтобы достать поврежденные сборки, которые обнаружили на дне бассейна здания № 5, они были главным источником радиоактивности. Также понадобились компьютерные тренажеры — ​операторы учились дистанционно извлекать обломки поврежденных ОТВС из бассейна, перегружать сборки из емкостей в упаковочные пеналы и ТУКи. Пеналы тоже разрабатывали специально для проекта.

Процесс выемки ОТВС из емкостей 2А и 2Б выглядит так: с ячейки, где размещен чехол со сборками, снимают крышку, с чехла — ​пробку. Перегрузочная машина с «бутылкой», устройством, похожим на конус, наезжает на ячейку (емкость утоплена в подвальную часть здания), «бутылка» захватывает оголовок сборки и втягивает ее. Затем машина помещает сборку в пенал и закрывает. Процедура повторяется семь раз — ​в ТУКе семь пеналов. ТУК на транспортировщике, которому даже придумали имя — ​Николас, перевозят в соседнее здание. Там комплекты ждут «Росситу». Один рейс — ​14 ТУКов. Время между рейсами — ​порядка двух месяцев. Судно идет на базу «Атомфлота» в Мурманск, оттуда груз везут на «Маяк» по железной дороге.

Уже отправлены 14 эшелонов со 195 ТУКами. Из емкости 2А выгружено почти 77 % ОТВС. Из 2Б — ​около 34 %. Обнаружилось, что примерно 10 % ОТВС и чехлов с дефектами: повреждены сборки, или пробку чехла заклинило, или сборка застряла в чехле. Их пока оставляют на месте, в первую очередь выгружают кондиционные ОТВС — ​предполагается, что с ними закончат в 2023 году. После, до 2025 года, будут вывозить дефектное ОЯТ. Его мало, но работа с ним сложная и кропотливая.

На следующем этапе

В ближайших планах — ​строительство противорадиационного укрытия для персонала, укрепление основания трансформаторной подстанции и модернизация системы очистных соору­жений.

Сложная, но обязательная задача — ​извлечь сборки из емкости 3А, куда при ликвидации аварии в 1982 году сгружали проблемные ОТВС — ​более 7 тыс. В 2022 году в «СевРАО» планируют демонтировать крышку и ограждающие конструкции и подготовить установку съемной биологической защиты над 3А (укрытие внутри укрытия). Уже есть проектная документация, технические решения, определены источники финансирования, заключены контракты, изготовлено оборудование. В 2022 году оно будет доставлено на площадку. На подготовку к разгрузке 3А потребуется не менее двух лет, работа начнется в 2025 году. До этого необходимо полностью освободить емкости 2А и 2Б, чтобы перемонтировать перегрузочный агрегат на 3А. К 2028 году все сборки должны быть вывезены.

В губе Андреева смонтируют комплекс переработки ЖРО. Отходы переработки будут перевозить в региональный центр хранения в губе Сайде. Туда же отправляются твердые отходы — ​до 2025 года будет вывезено более 2,5 тыс. м3 ТРО.

Один из главных вопросов — ​что делать со зданием № 5. В этом году началось комплексное инженерно-­радиационное обследование, по итогам которого предложат варианты. «Найти решение — ​это ключевой этап, который необходимо пройти, чтобы долгая история здания № 5 была завершена», — ​отмечает и. о. директора «СевРАО» Дмитрий Гулак.

А что потом? Анатолий Григорьев и Дмитрий Гулак говорят, что в губе Андреева будет коричневая лужайка. В Федеральном медико-биологическом агентстве коричневую лужайку определяют как состояние территории, позволяющее ограниченное использование земель — ​размещение промышленных и производственных объектов. Загрязненные материалы должны быть полностью удалены, а загрязнение почвы радием‑226 — ​не превышать 1 Бк/г.

«Норвегия останется с российскими партнерами до тех пор, пока губа Андреева не станет чистой», — ​заверил советник губернатора региона Финнмарк по вопросам сотрудничества с Россией Пер-Эйнар Фискебек. В настоящее время действует третья пятилетняя программа сотрудничества между нашими странами по губе Андреева. В 2022 году будет разрабатываться четвертая, рассчитанная до 2028 года.

В знак продолжения сотрудничества участники отчетной встречи, представители властей Норвегии и России, посадили возле административного здания в губе Андреева еловую аллею.Ц


ЦИФРЫ

20 из 24 объектов базы демонтированы

8 из 19 га технической территории очищены от радионуклидов

18 900 м2 инфраструктуры построено

9 464 ОТВС отправлены на переработку

46 % ОЯТ удалено из губы Андреева

> 9 000 м3 ТРО вывезено в региональный центр хранения в губе Сайде

1900 м3 ЖРО откачано из системы сбора отходов

3,5 млн → 2,1 млн Ки снижена суммарная активность объектов в губе Андреева

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Новости
«Сириус» и «Росатом» будут готовить специалистов в области ядерной медицины
Новости
«Росатом» вошел в число лучших работодателей России по версии РБК и Forbes
Новости
На четвертом блоке АЭС «Эль-Дабаа» начали монтировать ловушку расплава
Новости
Проект реабилитации «Табошара» получил премию Russian Demolition Awards
Новости
Научи ученого: как ускорить подготовку специалистов для новых бизнесов
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (652)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №44 (652)

Современные карбонарии: знакомимся с участниками форума «Композиты без границ» — стр. 6

Как атомщики покоряли «Хайтек» — стр. 10

Что зашифровано в дизайн-коде Краснокаменска — стр. 12

Скачать
Показать ещё