Мэрилин Монро в бетоне: чем запомнился AtomSkills-2021
В Екатеринбурге завершился шестой чемпионат AtomSkills. Отлить Мэрилин Монро в бетоне, ответить на 800 вопросов ПДД, провести геодезические измерения с точностью до миллиметров — атомщики рассказали о конкурсных заданиях и своих профессиях.
Человек и грузовик
Чемпионат открылся необычно: два человека наперегонки тянули «КамАЗы» на дистанции 30 м. Технический эксперт компетенции «Водитель спецтранспорта» Павел Карелин, заместитель начальника отдела транспорта № 1, начальник группы по ремонту транспорта на «Маяке», рассказывает: «Я занимаюсь гиревым спортом, участвую в соревнованиях. На AtomSkills познакомился с человеком, который согласился на этот челлендж, и тоже захотел попробовать. Получилось, решили выступить вместе. А тянули мы «КамАЗы», которые наше предприятие предоставило для участников компетенции».
В заданиях — вождение, поиск неисправности при выходе автомобиля на линию, работа с документацией, демонстрация на манекене навыков оказания первой помощи и т.д. «Задания непростые. Например, в тесте на ПДД было 800 вопросов, а на ДОПОГ (соглашение европейских государств о международных перевозках опасных грузов. — «СР») — 500. На все про все 1,5 часа», — говорит победитель компетенции, водитель автомобиля на «Маяке» Дмитрий Сидоров.
Подготовка у водителей спецтранспорта серьезная, они перевозят опасные грузы. «На «Маяке» это преимущественно гражданская продукция — нефтепродукты, газовые соединения, — поясняет Павел Карелин. — Также наши водители выполняют международные перевозки, например в Белоруссию и Китай».
С точностью до миллиметров
С каждым годом число компетенций на AtomSkills растет. В этот раз прибавилась «Геодезия», «Строительный контроль», «Управление качеством».
Геодезисты первые три конкурсных дня выполняли полевые работы, а на четвертый обрабатывали данные и готовили пояснительную записку с координатами и высотами пунктов геодезической разбивочной основы, пунктами закрепления основных осей проектируемого здания. Также нужно было определить площадь и характеристики рельефа участка изысканий под строительство. «Инженер-геодезист одним из первых приходит на площадку будущего атомного объекта и должен предоставить качественные исходные данные для проектирования. Результаты его работы подвергаются тщательной проверке со стороны заказчика и надзорных органов, — рассказывает начальник отдела инженерной геодезии БКИИ «Атомэнергопроекта», главный эксперт компетенции Дмитрий Онищенко. — На соревнованиях участники в полной мере продемонстрировали навыки и умения, измерения были выполнены высокоточным оборудованием с погрешностями, не превышающими первые миллиметры».
БКИИ «Атомэнергопроекта» выполняет инженерные изыскания и работы по геодезическому обеспечению строительства на Курской АЭС-2, турецкой АЭС «Аккую», бангладешской АЭС «Руппур» и др. Планируются работы на венгерской АЭС «Пакш-2». «На каждой площадке свои условия, под которые нужно подстраиваться, — отмечает Дмитрий Онищенко. — Например, там, где температура воздуха летом достигает 40 °C, мы используем геодезические зонты для защиты оборудования и специалистов от перегрева».
В компетенции «Строительный контроль» нужно было провести входной контроль бетонной смеси, определить ее подвижность, провести прочностные испытания бетонных конструкций. Проверяли и навык работы с нормативной документацией. «Мы участвуем во всех циклах строительства объектов атомной отрасли, от сооружения котлована до ввода в эксплуатацию. Все поступающие на площадку материалы проходят через нас, — рассказывает начальник управления строительного контроля филиала «НИКИМТ-Атомстроя», дирекции на Курской АЭС, главный эксперт компетенции Инна Романова. — Например, арматура проходит механические испытания, бетонные смеси проверяются на воздухововлечение, прочность, плотность. Визуально-измерительный контроль требуется для проверки муфтовых соединений, ультразвуковой — сварных соединений, радиационный — облицовок и проч. Наша площадка — во многом пилотная в плане применения новых технологий. Например, перед тем как использовать самоуплотняющийся бетон, мы испытываем его в разных погодных условиях».
Эксперты обеих новых компетенций высоко оценили чемпионат и выразили надежду, что в следующем году у них будет больше команд — в этом не все желающие успели сделать две прививки от коронавируса к началу соревнований.
СПРАВКА
AtomSkills-2021 собрал представителей не только «Росатома», но и РЖД, ЕВРАЗа, а также студентов вузов и других образовательных организаций — 1,1 тыс. участников и экспертов из более чем 30 регионов. В этом году было 37 компетенций. Для сравнения: в первом AtomSkills, в 2016 году, было 450 участников и 10 компетенций. Победители представят отрасль на национальном чемпионате WorldSkills Hi-Tech, который 25–29 октября примет у себя Екатеринбург.
Монро в бетоне
Ведущий экономист планово-экономического отдела Ленинградской АЭС Елена Шаталова впервые участвовала в компетенции «Вывод из эксплуатации ОИАЭ» в прошлом году, когда AtomSkills проводился онлайн из-за пандемии. «Конечно, теперь, в офлайне, куда больше эмоций, — говорит она. — Кроме меня в команде были еще три участника: строитель, технолог, специалист по радиационной безопасности. Нам нужно было разработать несколько вариантов технико-экономического обоснования вывода объекта из эксплуатации. Мы выполнили строительные и экономические расчеты, расчеты планируемых к образованию радиоактивных отходов, разработали технические и технологические решения, меры для соблюдения радиационной безопасности, оценили риски. Мы рады, что проявили себя и победили».
Компетенцию «Бетонные строительные работы» добавили в программу AtomSkills в прошлом году, но тогда из-за вынужденного перевода чемпионата в онлайн-формат эти соревнования не состоялись. В этот раз строители выступили высокохудожественно. «Существует технология создания фактуры с различными декоративными изображениями. По одному заданию нужно было изготовить элемент конструкции малой архитектурной формы и на одной из плоскостей получить изображение Мэрилин Монро или Фрэнка Синатры с помощью специальной матрицы, — рассказывает Илья Ершов, руководитель отделения «БАУакадемия» Международного центра подготовки бетонщиков Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, международный эксперт компетенции «Бетонные строительные работы» на WorldSkills Russia, главный эксперт на AtomSkills-2021. — Компетенция объединяет арматурщиков, бетонщиков, монтажников опалубочных систем. Включение ее в чемпионаты очень важно для обмена опытом, формирования экспертного сообщества, популяризации профессий. Уже несколько лет такая компетенция есть на мировом и европейском чемпионатах WorldSkills. В этом году будет представлена на новом чемпионате UrbanSkills — для строительной отрасли. То, что компетенция появилась на AtomSkills, также будет способствовать развитию технологии выполнения монолитных строительных работ. К сожалению, не так много учебных заведений занимаются сегодня подготовкой таких специалистов. Мы одни из немногих, кто собирает современные методики, актуализирует стандарты, образовательные программы».
Помимо оттиска Монро и Синатры, участники армировали каркасное изделие, устанавливали опалубку, бетонировали конструктив. Учитывалось соблюдение всех норм, в том числе техники безопасности и работы с инструментами. «В нашей компетенции обязанности распределялись между тремя членами команды. Я занимался устройством пиломатериалов, то есть подготовкой разных составных коробов. Обычно мы выполняем такую же работу, но условия были жестче: на стройплощадке допуск в конструктивах может быть до 10 мм, а на чемпионате уже был 1 мм», — рассказывает Игорь Кирпичев, монтажник стальных и железобетонных конструкций шестого разряда филиала «НИКИМТ-Атомстроя», дирекции на Курской АЭС. Его команда победила на чемпионате.
До этого Игорь Кирпичев работал на строительстве Нововоронежской АЭС. Говорит, очень интересно было с градирнями: «За 15 дней поднимали семь-восемь ярусов, 1,5 м каждый. А до «НИКИМТ-Атомстроя» я занимался сооружением мостов, участвовал и в возведении Керченского, включая ж/д пути и трассы. Там свои особенности: так как сейсмически активная зона, то сваи на автодороге забивали под разными углами, чтобы держались крепко, как корни зуба. В работе использовали мощный гидромолот, прозванный «Силой Крыма».