9 советов, как организовать научную команду
Братья Олег и Владимир Мелиховы работают на кафедре атомных электрических станций МЭИ и возглавляют научную группу, которая публикует 15–20 статей в год. «СР» попросила профессоров поделиться опытом — как организовывать команду и регулярно печататься в ведущих журналах.
1
В состав научной группы должны входить опытные ученые и начинающие. В идеале — доктор наук, кандидат наук, аспиранты, студенты. Стараемся привлекать бакалавров, заинтересовать тем, с чем бы они уже пошли в магистратуру и по возможности оставались работать на кафедре. Студентов на первом этапе мы прикрепляем либо к аспирантам, либо к младшим научным сотрудникам, так называемым микрошефам. Такой подход позволяет студентам эффективней овладевать знаниями: нет возрастного барьера, молодые люди легче находят общий язык, зачастую глядят на проблемы свежим, новаторским взглядом, предлагают необычные решения.
2
Сейчас в нашу группу входят 8–10 человек, точнее сказать нельзя, потому что студенты довольно подвижные: появляется у них новый интерес — могут исчезнуть. Основная тематика — это проблемы безопасности атомных станций. Хорошо, когда в группе и теоретики, и экспериментаторы. Изначально мы занимались больше теоретической деятельностью, но стараемся проводить как можно больше экспериментальных работ. В группу входят российские и иностранные студенты и аспиранты из Ирана, Сирии, Вьетнама.
3
Научная работа не имеет жесткого регламента. Сначала в общем ключе сотруднику или группе ставят задачу, они прорабатывают тему и ищут методы решения. На следующей нашей встрече мы обсуждаем предварительные результаты и определяем оптимальные способы достижения цели. При наличии разных точек зрения выносим проблему на научный семинар. Важно регулярно проводить семинары — раз в неделю или раз в две недели, заслушивать отчеты о работе каждого члена группы и обсуждать.
4
У нас хорошие отношения с коллегами из других научных организаций, самые разные формы сотрудничества: проекты, стажировки, публикации. Есть неформальные связи, которые мы сохраняем с бывшими студентами, аспирантами, коллегами. Они периодически присоединяются к нашей работе, и получается, что расширенный коллектив состоит из 15–20 человек, а его ядро находится в МЭИ.
5
Можно привести пример международного проекта середины 2000-х годов с нашим участием. Возглавлял его известный ученый из Университета Пизы, профессор Франческо Д’Аурия. Проект длился 30 месяцев, но на стартовом совещании Франческо говорил о необходимости сразу иметь план заключительного отчета. Тем самым он подчеркивал, что на протяжении всего проекта, с самых первых недель, надо помнить о конечных целях и стремиться к ним. Этот принцип имеет важное значение при выполнении любого проекта.
6
В основном мы публикуемся в международных изданиях, таких как Nuclear Engineering and Design, Annals of Nuclear Energy, российских журналах «Теплофизика высоких температур», «Теплоэнергетика». Стараемся не забывать журнал «Вестник МЭИ», который интересен тем, что показывает весь спектр исследований института. В частности, в этом году там вышла статья магистрантки Дарьи Финошкиной из нашей научной группы. В последние несколько лет мы выпускаем полтора-два десятка статей в год. Количество определяется и требованиями научных проектов, в которых мы участвуем, и нашими возможностями.
7
Процесс научного исследования бесконечный. Одной и той же темой можно заниматься и год, и три, и десять лет. Сейчас есть фонды и заказчики, которые требуют в ограниченное время дать научный результат, написать статью и решить проблему — и это хорошо. Написание отчета или статьи и есть решение проблемы. И вот тут, когда остается только сесть и записать результат, начинается основной творческий процесс. Надо сложить мозаику из того, что у тебя есть, построить взаимосвязи, соединить с исследованиями предшественников и коллег и все обобщить в график или формулу. График — очень зримый, емкий результат научной работы, наглядно выраженная зависимость важного эффекта от тех или иных параметров. Сильный научный результат, как правило, можно выразить одним-двумя графиками, не нужно много формул и диаграмм.
8
Не нужно бояться направлять свои работы в международные журналы. Ты получаешь тщательное рецензирование исследования, возможность учесть ошибки и неточности и лучше изложить материал. Процесс рецензирования регламентирован. Приходит статья, редколлегия назначает ответственного, который привлекает двух-трех экспертов. Первый этап рецензирования занимает три недели, все замечания экспертов направляются авторам. На ответы отводится один-два месяца, в зависимости от количества замечаний, после эксперты рассматривают переработанную статью. По нашему опыту, переработанные с учетом замечаний экспертов статьи принимаются уже к публикации, но возможен еще один круг рецензирования. Обычно с момента отправки статьи до публикации проходит шесть — девять месяцев, иногда год.
9
Международные журналы делятся на два вида. В одних публикация для авторов бесплатная, но сами журналы доступны только по подписке. Другие — открытого доступа, Open Access, то есть охватывают широкую аудиторию, но публикации платные — 500–1000 долларов. Если ты получил интересный, важный результат, чтобы о нем узнало как можно больше людей, следует его направить в журнал открытого доступа. Поскольку все исследования выполняются по договорам или научным проектам, то вопросы оплаты публикации решаются без особых проблем. Мы в основном обращаемся в издания первого типа, но есть несколько публикаций и в журналах открытого доступа.