Где и как делают атомных «Оскаров»
Изящные статуэтки, которые увезли домой лауреаты «Человека года», сделаны в Трехгорном. С началом пандемии их производство организовали на базе Приборостроительного завода — там уже четыре десятка лет занимаются в том числе художественным литьем.
В 1980‑е годы на ПСЗ пригласили мастеров, знающих технологию знаменитого каслинского литья — так на заводе появился специальный производственный участок, а потом и собственный выставочный зал с одной из лучших в России коллекций художественного литья.
Для сотрудников ПСЗ, которые умеют превращать грубый чугун в грозных рыцарей, изящных девушек и узорчатые шкатулки, лаконичный атомный «Оскар» оказался задачей нелегкой. Статуэтки каслинского литья — это обилие деталей, здесь же предстояло создать совершенно гладкую фигурку. Ничего сложного, если, например, использовать вакуумный способ отливки металла, но каслинская технология, которую бережно хранят на ПСЗ, — практически ручной труд.
«Наши традиционные изделия — ажурные, резные. Все возникшие в процессе литья дефекты мы устраняем чеканкой, рисунком, — рассказывает Александр Сафронов, обрубщик участка художественного литья на ПСЗ. — А тут — идеально гладкая поверхность. Нужно было подобрать такой металл, который позволил бы исключить мельчайшие изъяны. А изъяны практически всегда есть. Мы, например, видели их, когда рассматривали под большим увеличением фотографии американских «Оскаров». Долго экспериментировали с металлами и сплавами и в итоге выбрали бронзу».
Изделия из бронзы делают так же, как из чугуна, — по каслинскому принципу. Все начинается с заготовки, которую делают из смеси, напоминающей пчелиный воск. На нее мастера-формовщики напаивают литниковую систему, куда в дальнейшем заливается металл, и затирают до гладкости — в любую трещинку или складку могут попадать песчинки, и тогда дефектов не избежать. Следующий этап — поочередное погружение восковой фигурки в жидкую глину и в песок, который создает корку. В течение минимум восьми часов, столько длится этот процесс, заготовка обрастает шестью прочными песочными слоями. Потом воск внутри вытапливается, а на его место заливается раскаленный металл (температура заливки — 1,05 тыс. °C). Чтобы как следует, без изъянов, «пролить» одно изделие, нужно около 6 кг бронзы.
После того как металл застынет, мастера сбивают песочно-глиняную корку и достают фигурку. Свой окончательный вид она приобретет после того, как с нее удалят все лишнее, обточат, несколько раз отшлифуют и отполируют до блеска, а после подвергнут гальванизации, то есть покроют слоем металла. Финал — вложить устремленному ввысь человеку в руки атом (его делают из металлической проволоки на лазерных станках) и установить на постамент.
Более сотни премий прошли через руки мастеров литейного участка ПСЗ — некоторые по несколько раз, ведь стояла задача сделать статуэтки безупречно гладкими. По словам Александра Сафронова, в конце концов мастера просто перестали их считать: «Сделав первые 20 штук, думаешь — все, лучше уже невозможно. Но в процессе постоянно придумываешь что-то новое, появляются идеи, как обрабатывать фигурки легче и быстрее, — оказывается, предела совершенству нет. Мы никогда раньше не работали с такими заказами. Похожие фигурки были, но все равно на них была одежда, что значительно облегчает задачу. Это был своего рода вызов для нас — новая, сложная, но очень интересная работа, с которой мы справились».
КСТАТИ
Американские «Оскары», которые каждый год вручают лучшим в киноиндустрии, изначально тоже отливали из бронзы, однако впоследствии в качестве материала был выбран британский металл, или британий, — сплав, состоящий главным образом из олова, который покрывали 24‑каратным золотом. С 2016 года «Оскар» снова забронзовел. Статуэтки делают на заводе Polich Tallix в Нью-Йорке — начинают в январе, и к моменту вручения наград, обычно в марте, мастера изготавливают 50 фигурок. Технология, кстати, похожа на ту, по которой делаются и награды для «Человека года «Росатома», — конечно, с меньшей долей ручного труда.
Интересно, что в годы Второй мировой войны недостаток металла вынудил Американскую киноакадемию перейти на гипсовые статуэтки, которые просто покрывали золотой краской. Много позже лауреатам, которые их получили, было предложено обменять свои «Оскары» на позолоченные. Гипсовым был и первый «Оскар», полученный СССР, — в 1943 году награды удостоилась документальная картина «Разгром немецких войск под Москвой». Увидеть эту статуэтку можно в Музее кино.