Академик Михайло — первый русский в Российской академии наук
В этом году исполняется 305 лет со дня рождения Михаила Ломоносова — человека в своей гениальности столь неисчерпаемого, что о нем говорят как о русском Леонардо да Винчи.
Обладая отменным поэтическим даром, Ломоносов в 1747 году написал пышную оду в честь восшествия на престол Елизаветы, где содержалось и пожелание на предмет господдержки отечественной науки, и слова о собственных Платонах и быстрых разумом Невтонах. Нужно сказать, что за Елизаветой не заржавело: поддержку Михаил Васильевич получил, и вообще с этими именами связано проникновение в Россию европейского Просвещения.
Отличие Архангелогородчины от других российских владений обусловили традиционные занятия населения — мореходство, судостроение, зверобойный и рыбный промысел, торговля с иностранными купцами. Прибавьте сюда свободный нрав предприимчивых поморов, не знавших крепостничества.
Отец Михаила Ломоносова был преуспевающим судовладельцем, подвизавшимся на перевозках казенных грузов по Белому морю, а прочих товаров — даже из Норвегии и Швеции. Его сыну была уготована судьба морехода. Но дьячок местной церкви, обучавший мальчика грамоте, привил ему страсть к чтению, переросшую в тягу к учебе.
Вопреки распространенному мнению, из деревни в Москву за знаниями 19-летний Ломоносов в декабре 1730 года вовсе не удрал, а отправился с позволения отца, выправив у холмогорского воеводы паспорт: на Руси, будь ты хоть семи пядей во лбу, без паспорта никуда. Нежелание оставаться дома можно объяснить не сложившимися отношениями со второй мачехой, которой очень не нравились книжные увлечения пасынка. К тому же отец вознамерился женить Михаила на нелюбимой девушке.
Вместе с паспортом, согласно биографам, Ломоносов держал за пазухой «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Словом, ему было что почитать зимней дорогой.
Поступив в 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию, Михаил Васильевич за учебой страдал от насмешек малолетних одноклассников (как он потом вспоминал, «смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться») и отчаянной нужды («Нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу»). Это не мешало Ломоносову демонстрировать юным оболтусам исключительное прилежание, за что его в том же году перевели из первого сразу в третий класс. При том, что учиться там он вообще-то не имел права, а потому при поступлении схитрил, выдав себя за дворянского отпрыска.
Блестяще отучившись, Ломоносов поступает в Киево-Могилянскую академию, где совершенствует латынь, греческий и риторику, а затем, так и не окончив богословский класс, оказывается зачисленным в университет при петербургской Академии наук. Затем — учеба в Европе, в Марбургском университете, и практика в химико-металлургической лаборатории во Фрайберге.
Превосходное, воистину энциклопедическое образование, полученное в Германии, позволило Михаилу Ломоносову с невероятным успехом защитить диссертацию. Полное ее название таково: «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул, которую для упражнения написал Михайло Ломоносов, студент математики и философии, в 1739 году в марте месяце». В апреле диссертацию рассмотрели в Академии наук — академик с кафедры физики Георг Крафт и академик с кафедры математики Леонард Эйлер. Путь к научным вершинам был открыт.
Человек-университет
Создавая Академию наук, Петр Великий пригласил туда европейских ученых, естествоиспытателей и философов — своих-то еще не было. Феномен Ломоносова как раз состоит в том, что он при отсутствии социальных лифтов и вопреки государственной политике (достаточно отметить, что указом Синода в Славяно-греко-латинскую академию запрещалось принимать «помещиковых людей и крестьянских детей») стал первым собственно русским академиком, причем из низов. Сопоставление его с Леонардо да Винчи совершенно справедливо. Оба принадлежат к исторической когорте универсальных людей. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Понятие универсального человека в отношении Ломоносова также можно выразить по-пушкински: «Он сам был первым нашим университетом».
ФЕНОМЕН ЛОМОНОСОВА
СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОН
ПРИ ОТСУТСТВИИ СОЦИ-
АЛЬНЫХ ЛИФТОВ И ВО-
ПРЕКИ ГОСУДАРСТВЕН-
НОЙ ПОЛИТИКЕ СТАЛ
ПЕРВЫМ СОБСТВЕННО
РУССКИМ АКАДЕМИКОМ,
ПРИЧЕМ ИЗ НИЗОВ
В 1774 году француз Антуан Лавуазье независимо от Ломоносова экспериментальным путем подтвердил этот принцип, потому этот закон иногда называют законом Ломоносова —
Лавуазье. Михаил Васильевич, кстати, и не настаивал на своем приоритете в открытии, рассматривая его, видимо, лишь как методологическое подспорье в научных изысканиях. Ведь скромность и простота — надежные спутники гения.