«Росатом» намерен инвестировать в строительство зарубежных ветроэлектростанций
Проектная компания «ВетроОГК-2» (входит в «Новавинд», дивизион «Росатома» по ветроэнергетике) закрыла сделку с Газпромбанком по предоставлению кредита в 40 млрд рублей на 12 лет. Средства пойдут на сооружение в России двух ВЭС совокупной мощностью 340 МВт. Финансирование строительства комплексное: Газпромбанк также приобрел 49,5 % акций «ВетроОГК-2».
И для «Росатома», и для Газпромбанка это первый кредит, в котором ставка привязана к соблюдению принципов устойчивого развития. Газпромбанк снизит кредитную ставку, если «ВетроОГК-2» выполнит ряд условий. Одно из них — проект не должен ухудшать экологическую обстановку. «В сегодняшнем мире требования к бизнесу, связанные с устойчивым развитием, — это уже гигиеническая норма. Концентрация на производстве низко- и безуглеродной электроэнергии для нас абсолютный приоритет», — говорит первый заместитель гендиректора «Росатома», директор блока по развитию и международному бизнесу Кирилл Комаров.
Газпромбанк финансирует «зеленые» проекты в разных отраслях с 2015 года. С учетом сделки с «ВетроОГК-2» банк профинансировал 62 % всех проектов ВИЭ в России. Больше половины из них — проекты «Росатома».
Баланс при строительстве ВЭС стараются поддерживать не только экологический, но и социально-экономический. После сдачи объектов до 90 % земель, которые изымались под нужды стройки, рекультивируются и возвращаются в сельхозоборот. ВЭС «Росатом» строит в Южном федеральном округе, где развито сельское хозяйство: в Адыгее, Ростовской области, Ставропольском крае. Там же, предположительно, возведут и две новые ветростанции.
По замечанию гендиректора «Новавинда» Александра Корчагина, электроэнергия ВЭС интересна в первую очередь участникам глобальных цепочек поставок. Соответствие принципам устойчивого развития — требование контрагентов, прежде всего европейских. Так, в ноябре 2020 года «ВетроОГК» заключила контракт с «Сибурэнергоменеджментом» о поставке электроэнергии с Адыгейской станции для «Биаксплена», дочерней компании «Сибура».
«Росатом» строит ВЭС в рамках договоров о предоставлении мощности. Чтобы получить более высокую цену на электроэнергию для своих станций, госкорпорация обязана обеспечить производство не менее 65 % комплектующих на российских предприятиях. Для этого на базе «Атоммаша» в Волгодонске «Росатом» создал производство гондол и генераторов для ветроустановок. Выпущено уже 50 комплектов.
Для будущих проектов требования инвестиционных конкурсов по уровню локализации могут вырасти до 90 % и выше — такие цифры фигурируют в документах, которые рассматривают в правительстве. «Мы уже готовимся», — говорит Кирилл Комаров. «Росатом» инициировал инвестпроект по производству в России магнитов NdFeB (неодим, железо, бор) для ветроустановок. Чтобы локализация была оправданна, надо выпускать комплектующие в промышленных объемах — а значит, нужен надежный многолетний сбыт. «Росатом» стал смотреть на внешние рынки. «Такой потенциал странно использовать только на территории нашей страны», — объясняет Кирилл Комаров. «Перед нами огромный рынок, и консенсус-прогноз говорит, что до 2030 года в мире будет введено порядка 100 ГВт таких мощностей», — отмечает Александр Корчагин.
«Росатом» готов как экспортировать комплектующие, так и инвестировать в строительство зарубежных ВЭС. Второй вариант Кирилл Комаров считает даже более выгодным, поскольку продажа электроэнергии, а не установок обладает большей добавленной стоимостью, и сроки получения дохода более долгие.
По словам Александра Корчагина, «Росатом» будет предлагать сотрудничество в ветроэнергетике на тех же рынках, где госкорпорация уже сотрудничает по проектам в атомной энергетике: «Одна из первых стран, к которым мы присматриваемся, — Вьетнам».
Опыт у госкорпорации наработан. В 2020 году «Росатом» ввел в эксплуатацию две ВЭС: Адыгейскую, мощностью 150 МВт, и крупнейшую в России Кочубеевскую, мощностью 210 МВт. Портфель договоров о предоставлении мощности ВИЭ у «Росатома» в общей сложности на 1,2 ГВт.