В отделении материалов радиационной фотоники ВНИИХТ превращают радиацию в свет — ​в целях безопасности. «СР» приглашает на фотоэкскурсию по отделению.

Радиационная фотоника занимается преобразованием энергии ионизирующего излучения в свет. «Представьте: летят нейтроны, они невидимы, проходят сквозь все преграды. Как их зарегистрировать? Нужен сцинтилляционный материал, который под воздействием нейтронов станет отдавать фотоны света. Эти фотоны мы увидим и по ним определим параметры нейтронного потока. Вот такие материалы и изделия из них мы создаем», — ​объясняет начальник отделения Петр Басков.

ВНИИХТ занялся радиационной фотоникой около 30 лет назад. Когда была программа конверсии в отрасли, ВНИИХТ поручили создать оптоволокна. «Интерес к этим разработкам был в международных проектах по сооружению экспериментальных ядерных и термоядерных установок типа реактора ИТЭР, — ​вспоминает Петр Басков. — ​Но мы же не могли просто разработать волокна и успокоиться. С коллегами из Физико-энергетического института, НИЯУ «МИФИ» и других организаций мы первыми в мире стали создавать на основе этих волокон приборы и системы регистрации ионизирующих излучений. Лаборатория занялась инфракрасной оптикой, кварцевыми и фторидными стеклами для оптического и радиационного приборостроения, галогенидами серебра».

Сейчас у отделения три основных направления работы. Первое — ​разработка ионизационных камер деления датчиков нейтронного потока. «Недавно мы первыми в мире разработали и испытали изделия, способные регистрировать нейтронные потоки при рекордно высокой температуре, до 630 °C. В будущем дойдем и до 1 тыс. °C, — ​говорит Петр Басков. — ​Эти разработки просто необходимы для создаваемых реакторов четвертого поколения, где температура в активной зоне будет гораздо выше, чем в современных установках». Второе направление — ​создание импортозамещающих органических сцинтилляционных материалов для регистрации ионизирующих излучений. Третье — ​разработка радиационно стойких волоконно-оптических систем. «На их основе можно будет создать, например, оптоволоконные усилители для лазеров с ядерной накачкой», — ​отмечает Петр Басков.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: