Чем хороши арктические контейнеровозы с корпусом из композитов

Какие энергетические установки им понадобятся? Как применение СПГ-топлива влияет на длину судна? Эти и другие вопросы рассмотрели на установочной сессии, посвященной цифровому моделированию контейнерного судна арктического класса для СМТК. Сессию на «ЗиО-Подольске» провели «Русатом Карго» и «Атомэнергомаш» совместно с другими профильными предприятиями. Мы взяли комментарии у участников.


Ольга Кирдей

Первая заместительница гендиректора «Русатом Карго», директор проектного офиса «Северный морской транзитный коридор» (СМТК)

— Наша компания создана в 2019 году как отраслевой интегратор логистических услуг. Одно из направлений работы — ​проект СМТК, нацеленный на развитие международных транзитных морских грузоперевозок через Северный морской путь.

Сейчас проект находится в начале инвестиционного планирования и предполагает реализацию в два этапа: пилотную эксплуатацию и увеличение объема грузоперевозок до полномасштабной эксплуатации. Концепция логистической системы СМТК предварительно включает сооружение или модернизацию транспортно-логистических узлов на восточном и западном плечах СМТК, создание коммерческого флота ледового класса, цифровых сервисов логистической услуги.

Установочная сессия — ​важный шаг к созданию образа будущего контейнеровоза. Как верно отметил профессор МФТИ Вячеслав Кондратьев, контейнеровозы для СМТК должны стать инновационными судами для эксплуатации в акватории СМП. Совместная работа нового логистического бизнеса, машиностроительного дивизиона «Росатома» и лучших научных и проектных институтов страны — ​залог успеха в создании концепции и информационной модели такого инновационного контейнеровоза.


Владимир Аптекарев

Директор по судостроению и ОПЭБу, «Атомэнергомаш»

— АЭМ — ​технологический партнер «Русатом Карго» по строительству ядерных энергоустановок будущих судов для полномасштабной эксплуатации логистической системы. Машиностроительный дивизион заинтересован в развитии СМТК. Строительство нового флота позволит нам увеличить профильный заказ и освоить новые направления. Наше предприятие «ЗиО-Подольск» — ​основной изготовитель корпусов реакторов для строящихся атомных ледоколов проекта 22220. Завод готов освоить производство теплообменного оборудования, которое будет применяться на новых арктических контейнеровозах.


Дмитрий Сахаров

Заместитель главного конструктора проекта, ЦКБ «Айсберг»

— Для «Русатом Карго» мы проработали более 30 вариантов арктических контейнеровозов грузовместимостью от 3 до 20 тыс. контейнеров и ледопроходимостью от 1 до 3,5 м. С точки зрения распределения и повышения экономической эффективности грузопотока наиболее привлекательно выглядят суда грузовместимостью 5–10 тыс. контейнеров, шириной 43–51 м и с энергетической установкой, работающей на СПГ, или с реактором типа РИТМ‑400.

Рассматривалась и дизельная установка. Но за жизненный цикл она потребляет горючее на сумму, в четыре — ​шесть раз превышающую стоимость судна. Вдобавок резолюция Международной морской организации с этого года запрещает использовать высокосернистое топливо, а мировые цены на нефть непредсказуемы. СПГ выглядит более перспективным, правда, тогда нужно увеличить длину судна из-за меньшей плотности газа и особенностей его хранения на борту. Преимущество ядерной установки — ​независимость от иностранных поставок и высокая доля внутриотраслевых работ «Росатома».

При разработке эскизного проекта будут дополнительно изучены варианты судов с энергетическими установками на альтернативном топливе, например водородном.

Чем больше нам удастся облегчить корпус на этапе проектирования, тем больше полезного груза судно сможет взять. Поэтому рассматривается вариант создания корпуса судна и контейнеров из композита. Уже есть небольшие суда с такими корпусами. На мой взгляд, интересная перспектива. Материал прочный, легкий, не ржавеет. Вес корпуса будет ниже на треть по сравнению со стальным. Правда, пока композитные корпуса для судов водоизмещением, нужным для арктического контейнеровоза, в мире не делали. Стоимость изготовления предсказать сложно. Вопросы, связанные с управляемостью во льдах и оптимизацией массы корпуса, мы решим на последующих этапах проектирования с использованием цифровых моделей. К эскизному проектированию перейдем, когда получим техническое задание от заказчика.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: