Почему гимнастический коврик — незаменимая вещь в зоне боевых действий и как полученные в СОБРе навыки помогают в охране атомных объектов и в обычной жизни, рассказал в интервью «СР» Александр Кононов, заместитель директора по безопасности СНИИП.

— Как вы поступили в спецотряд быстрого реагирования?

— Я с малых лет мечтал стать военным, примером был мой дядя — офицер Советской армии, танкист. Кроме того, мое поколение воспитывалось на фильмах о Великой Победе, любви к родине, верности, преданности и отваге. Я был одержим желанием поступить в Суворовское. Хорошо учился, занимался в ДОСААФе парашютным спортом. В восьмом классе, в конце учебного года, перед прыжками у меня случился приступ аппендицита. Меня с аэродрома увезли на операцию. Родители тогда так испугались, что посоветовали окончить 10 классов, пройти срочную службу, а потом уже решать. После армии я окончил Восточно-Сибирский институт МВД и пошел работать по профилю.

В начале 1990-х, в годы криминального хаоса, борьбу с организованной преступностью вели оперативные подразделения, в состав которых для силовой поддержки входили специальные отряды быстрого реагирования. Многие хотели туда попасть, я тоже. В 1995-м, сдав квалификационный экзамен, поступил на службу в СОБР. В том же году нас отправили в зону боевых действий в Чечню.

— Не страшно было?

— Во-первых, мы выполняли приказ. Во-вторых, мои сослуживцы — опытные офицеры: десантники, морпехи, афганские ветераны. Пройдя множество тренировок и спецопераций, мы стали как единый организм. Первый идет с бронированным щитом, прикрывает идущих позади, другой работает со спецтехникой, в это время на точках группа снайперов отслеживает ситуацию и т. д. Если есть в команде взаимовыручка — о страхе не думаешь. В-третьих, хорошая подготовка давала уверенность. А еще спецотряды очень хорошо вооружены, но незаменимая вещь — обычный гимнастический коврик, на нем часа три на снегу можно спокойно лежать.

— Вы участвовали только в первой чеченской войне, в 1994–1996 годы?

— Во второй тоже, она началась в 1999-м. Работали в Дагестане во время вторжения боевиков, затем — в окрестностях Грозного, участвовали в штурме города. Выявляли и задерживали членов незаконных вооруженных формирований. Вообще, специализация СОБРа — вести боевые действия в условиях города, когда вокруг могут быть мирные люди, освобождать заложников, обезвреживать преступников в автомобилях, автобусах, жилых домах. Вы наверняка видели в кино, как через окна квартиры влетают с крыши на специальных тросах — вот такую подготовку проходят собровцы.

Между командировками в Чечню после небольшого периода реабилитации мы возвращались на службу. В основном выезжали на захват заложников, разбойные нападения.

В 1999 году мы обезвредили вооруженную группу матерых бандитов, совершивших нападение на предпринимателя. Задержали всю банду. Я получил первую боевую медаль. Затем еще одну — уже за вторую чеченскую войну. А за участие в захвате лиц, приближенных к одному из полевых командиров вооруженного бандформирования, был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

— А как вы оказались в СНИИП?

— После увольнения со службы в 2004 году работал в разных подразделениях безопасности МВД. В 2013 году по рекомендации боевого товарища меня пригласили в СНИИП, в отдел защиты активов. Потом я перешел в отдел физической защиты. В декабре 2017 года стал заместителем генерального директора по безопасности. Отвечаю за обеспечение безопасности в институте в целом, начиная с защиты государственной тайны и заканчивая пресечением хищений.

— Какие качества, которые помогают и сегодня, в вас воспитала служба?

— Безусловно, умение работать в команде. Я всегда понимал, с кем и как взаимодействовать, каким должен быть общий результат. Еще ответственность и стремление повышать мастерство, чтобы быть эффективнее. Я неоднократно проходил курсы повышения квалификации в Технической академии «Росатома».

В нашем блоке безопасности работают участники боевых операций в Чечне и Афганистане. У всех колоссальный опыт, награды. У нас схожие ценности. Валерий Константинович Доможиров, начальник отдела физической защиты, больше 40 лет служил во внутренних войсках и органах МВД. Воинское звание — полковник. Его часть в Афганистане сопровождала грузы от перевала Саланг до Кабула, охраняла подступы к перевалу и тоннелю, блокировала выходы из Панджшерского ущелья. Как он сам говорит, вся его сознательная жизнь была подчинена интересам родины. Поэтому все качества, приобретенные за время службы, полностью совпадают с ценностями отрасли.

Коллега нашего героя Валерий Доможиров (слева) во время службы в Афганистане, 1987 год

Андрей Владиславович Карпов, ведущий специалист отдела физической защиты, служил в пограничных войсках СССР и России, на территории Афганистана. Андрей Владиславович крайне ответственен в работе, постоянно пополняет профессиональные знания, внимательно и бережно относится к людям.

А с Александром Васильевичем Поляковым, главным специалистом отдела защиты активов, я служил в одном отряде. Мы выполняли задачи поддержания правопорядка и восстановления конституционного строя на Северном Кавказе.

Хочу сказать, что в целом в «Росатоме» очень сильный блок безопасности.

— Были ли у вас ситуации вне службы, когда ваш боевой опыт помог спасти человека?

— Как-то мы с коллегами возвращались из служебной командировки. Заснеженная трасса, ночь, горный перевал. Вдруг я заметил машину, которая лежала в кювете. Вокруг никого не было, можно было проскочить, решив, что она пустая. Гражданский оценивает ситуацию все же чуть медленнее, чем военный, поэтому с большой долей вероятности проскочил бы. Но я понял, что автомобиль может загореться, возможно, там кто-то есть и ждет помощи. Сработало чутье, умение просчитывать ситуацию. Из автомобиля мы вытащили водителя. Так как мы проходили курсы первой медицинской помощи, то сделали все грамотно, не повредив позвоночник. Вызвали полицию и скорую. Как оказалось, водитель спешил к отцу в больницу и не справился с управлением. Этого человека я больше никогда не видел, но потом в дежурную часть пришла от него благодарность.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: