В свободное от работы время инженер-технолог Уральского электрохимического комбината Андрей Бекшаев снимает короткометражный артхаус и документальное кино. Несколько его фильмов стали призерами российских и международных фестивалей. Заветная мечта режиссера из атомграда — ​снять длинный метр и поехать с ним на кинофестиваль в Канны.

Бойкот фестивалям

В кино Андрей Бекшаев заявил о себе 10 лет назад. Одна из его первых работ «После…» — ​исповедь состарившегося Кая из «Снежной королевы» — ​победила в номинации «Лучший короткометражный фильм» на международном телефоруме «Вместе» в Ялте в 2010 году. Еще одна лента, «Солнце-лампочка», стала номинантом национальной премии «Страна», организованной при поддержке ВГТРК и Национальной ассоциации телерадиовещателей. Андрей — ​многократный участник и победитель региональных творческих конкурсов. Но в последнее время фильмы на фестивали не отправляет.

«Несколько раз в кулуарах известные режиссеры хвалили мои работы, говорили, что будущее за такими, как я. Но потом присуждали премии своим московским протеже, — ​рассказывает Андрей Бекшаев. — ​У меня нет связей, я не умею себя продвигать. Понял, что призовые места на фестивалях не дают гарантий продвижения. Основные события отечественного артхауса все равно разворачиваются в интернете».

Многие фильмы Андрея Бекшаева можно найти на YouTube. Все они очень разные, и порой кажется, что их объединяет только фамилия автора и логотип «АФА» — ​творческой студии Бекшаева. Кроме основателя в ней на постоянной основе работают администратор, оператор и звукорежиссер. Актеров для своих фильмов Андрей находит среди местной творческой молодежи и артистов новоуральского Театра музыки, драмы и комедии. Гонораров за работу они не просят. За 10 лет существования студия «АФА» стала в городе культурным брендом, и многим просто хочется быть к нему причастными.

Съемки по Чехову

Два года назад в Новоуральске в рамках проекта «Ночь в театре» с успехом прошла премьера короткометражек Андрея Бекшаева по мотивам трех рассказов Антона Чехова — ​«Мертвое тело», «Стена» и «Тоска». Последняя лента частично была отснята на сцене городского театра. «Круче Чехова никого нет, во мне отзывается каждое его слово, — ​говорит Андрей Бекшаев. — ​Я всегда мечтал снять кино по его текстам. Подошел к директору театра, сказал, что есть такой проект, что актеры согласны поучаствовать. Нам разрешили использовать сцену и декорации. В итоге буквально на коленке сделали неплохой продукт».

Раскадровка к короткометражному фильму Андрея Бекшаева «Мертвое тело», снятому по мотивам рассказа Чехова

Еще один источник вдохновения Андрея Бекшаева — ​некоммерческая организация «Благое дело». Здесь взрослые люди с инвалидностью обучаются ремеслам, получают работу, занимаются творчеством. «Когда я попал на спектакль их театральной студии, то испытал смесь восторга, удивления и уважения к тем, кто на сцене. Мне захотелось посмотреть механику их преодолений. Узнал, как эти люди живут, чего им стоит научиться тому, что они умеют, — ​вспоминает Андрей Бекшаев. — ​На репетициях здоровые актеры постоянно капризничают, а этим ходить тяжело, у них проблемы с памятью, но они не ноют, стараются, радуются открывшимся возможностям».

Андрей Бекшаев работает в фонде волонтером. Вместе с учениками делает керамические изделия и снимает о своих подопечных документальное кино. «Один из новых проектов — ​сопровождаемое проживание. Ему всего год. Целевая группа — ​взрослые инвалиды, у которых не осталось родственников и они попали в психоневрологический интернат, — ​поясняет Андрей Бекшаев. — ​Мы забираем их оттуда и переселяем в квартиру, предоставленную городской администрацией. В ней они живут под присмотром соцработников, учатся ходить в магазин, готовить себе еду, стирать, убирать, ездить на работу на автобусе. Благодаря проекту уже четыре человека ушли из интерната, у них теперь есть свое жилье и работа в нашей организации «Благое дело».

Документалистика против кризиса

Уход в документальную съемку для Андрея Бекшаева стал способом преодолеть творческий кризис. Несколько лет назад он понял, что снимать короткий метр ему больше не интересно. Ему хотелось бы делать большое кино, но на это нет денег. «Мои бесконечные эксперименты с короткими формами — ​это компромисс. Идей много, но воплотить их, не имея нормального бюджета, очень сложно. Приходится варить кашу из топора: упрощать сценарий, снижать технические требования, потому что нет какого-то оборудования», — ​рассказывает Андрей Бекшаев.

Та же проблема с артистами. К примеру, по сценарию нужен определенный типаж, но подходящего актера в Новоуральске нет, тогда сценарий приходится перекраивать. Андрей много снимает в черно-белом формате — ​не ради эстетики, а тоже в целях экономии. Он бы с удовольствием больше снимал в цвете, но для этого нужны тщательно подобранные декорации: обои, мебель, одежда. А на это, опять же, не хватает средств.

«Если бы мне сказали: «Вот тебе столько-то миллионов долларов, действуй», — ​со смехом рассуждает Андрей Бекшаев, — позвал бы на главные роли Мэттью Макконахи, Киру Найтли, Никиту Михалкова и Леонардо Ди Каприо. После фильма Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», в котором Ди Каприо сыграл одну из главных ролей, я навсегда его фанат. Из российских молодых звезд никого бы не пригласил».

Еще Бекшаев мечтает снять полнометражный фильм о Великой Отечественной войне, у него уже есть несколько готовых сценариев. «Это были бы не блокбастеры. Меня пугает нынешняя пропаганда войны, я отношусь к этому явлению примерно как Эрнест Хемингуэй: это невероятная, отвратительная гадость, — ​говорит режиссер. — ​Оба моих деда участвовали в Сталинградской битве и умерли в расцвете лет. Я знал только двоюродного деда, который тоже воевал. О том, что было на фронте, он или молчал, или рассказывал всякие небылицы, лишь бы я отвязался. Я потом понял, что ему просто было страшно вспоминать».

Андрей Бекшаев говорит, что он хотел бы сделать кино о жизни в тылу. Об отношениях мирных жителей с военнопленными, о том, как заклятые враги становились друзьями. Или о том, как сибиряки относились к ленинградцам, эвакуированным в их городки и деревеньки. Или как дома встречали вернувшихся с войны девушек-фронтовичек. «Я много мемуаров на эту тему прочел и архивных записей пересмотрел. Многое из того, что вычитал, хотелось бы забыть. Сложно, больно, странно. Но с таким материалом можно и в Канны ехать», — ​уверен Андрей Бекшаев.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: