В начале Севморпути
21 декабря 2019 года правительство утвердило подготовленный «Росатомом» план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Некоторые пункты мы обсудили с заместителем главы дирекции СМП Максимом Кулинко. Он рассказал, чем Северный морской транзитный коридор отличается от Севморпути, куда повезут зерно Сибири и что атомный лихтеровоз будет делать в Антарктике.
ДОСЬЕ
Максим Кулинко родился в Москве. В 1998 году окончил Московский юридический институт МВД по специальности «юриспруденция», кандидат юридических наук. С 2006 по 2018 год работал помощником заместителя председателя Правительства РФ. С 2015 по 2018 год — ответственный секретарь Госкомиссии по вопросам развития Арктики. В 2018 году стал заместителем директора дирекции Севморпути.
— Развитие инфраструктуры Севморпути в плане разбито на три этапа, давайте коротко обозначим, что и когда должно быть сделано.
— До 2024 года будет развиваться в основном западная часть Севморпути. На втором этапе, к 2030 году планируется организовать круглогодичное судоходство во всей акватории. На третьем, к 2035 году, Севморпуть должен стать конкурентоспособным национальным и международным коридором с современными транспортно-логистическими услугами.
План увязывает действия федеральных органов исполнительной власти, арктических субъектов и бизнеса. Утверждено множество мероприятий по строительству флота, подготовке кадров, организации аварийно-спасательных работ, созданию инфраструктуры, информационных сервисов и т. д.
В коридоре возможностей
— В план внесено создание контейнерного оператора, который обеспечит международные перевозки по СМП. Но ведь уже есть «Русатом Карго» — отраслевой логистический интегратор.
— Этот пункт предложило Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Правительство поручило Минвостокразвития, Минтрансу и «Росатому» до конца 2020 года проработать контуры арктического контейнерного оператора, флота, изучить возможность устройства портов-хабов в Мурманске и Петропавловске-Камчатском. А «Русатом Карго» создан в рамках стратегии «Росатома» по диверсификации и развитию новых направлений международного бизнеса. Задачи компании — оптимизация отраслевых логистических расходов, формирование дополнительных источников выручки, в том числе за счет перспективного маршрута — Северного морского транзитного коридора, СМТК.
— Чем СМТК отличается от Севморпути?
— Акватория СМП на западе начинается от архипелага Новая Земля в Карском море и заканчивается на линии разграничения морского пространства с США в Беринговом проливе на востоке. Порты Мурманска, Архангельска, Петропавловска-Камчатского и ряд других не входят в СМП. Воды Северного Ледовитого океана, как и любого другого океана, по международному законодательству открыты для гражданского судоходства. Однако акватория СМП — исключение. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года гласит: прибрежные государства могут устанавливать недискриминационные правила судоходства в связи с повышенной опасностью из-за суровых климатических условий и льдов, сохраняющихся большую часть года.
Северный морской транзитный коридор — это название проекта контейнерной линии от Мурманска до Петропавловска-Камчатского, проходящей через СМП, которая должна работать между европейским и азиатскими рынками. В «Русатом Карго» планируют переориентировать на СМТК часть транзитных грузов в контейнерах с южных морских путей, в том числе проходящих через Суэцкий канал. Также планируют создать транспортно-логистические узлы на восточном и западном флангах от СМП, организовать коммерческий флот ледового класса.
— Какое отношение «Русатом Карго» имеет к дирекции СМП?
— Никакого, это 100 %-е дочернее общество «Атомэнергопрома».
— Получается, вы поделили полномочия?
— «Русатом Карго» — новый бизнес. Дирекция СМП работает в другой плоскости, от лица «Росатома» курирует федеральный проект «Северный морской путь». Нам поручено множество государственных задач, выполняющихся за бюджетные средства: участвовать в выработке государственной политики, касающейся СМП, строить ледоколы, управлять госимуществом и судоходством, развивать инфраструктуру и порты, создавать систему безопасности мореплавания и т. д.
При этом в карте КПЭ главы дирекции есть целевая задача развития новых направлений бизнеса. Мы, например, изучаем возможность оказывать каботажные услуги силами «Атомфлота» (каботаж — плавание коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства. — «СР»). В 2019 году наш лихтеровоз «Севморпуть» перевез с Дальнего Востока в европейскую часть страны рефрижераторы с рыбопродукцией. За один рейс зашел в четыре порта. Груз был доставлен по расписанию, ни один контейнер не разморозился. Эту сезонную линию можно сделать регулярной, но нужна обратная загрузка. Еще «Севморпуть» выполнил два рейса для проекта «Арктик СПГ 2». Есть и другие идеи, мы их прорабатываем.
Грузопоток по зернышку клюет
— Что в документе говорится о портовой инфраструктуре СМП?
— В плане перечислены проекты, для которых нужны порты и терминалы в арктической зоне. Три проекта действуют, они обеспечены инфраструктурой — есть порты Сабетта и Дудинка, есть нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Еще 10 проектов планируется реализовать, для некоторых понадобится построить порты. От своевременного запуска проектов зависит выполнение поручения президента — увеличить грузопоток на СМП до 80 млн т к 2024 году.
Строить коммерческую инфраструктуру в портах будут инвесторы. Мы, как оператор СМП, будем развивать и управлять объектами федеральной собственности в портах, займемся подходными каналами, навигационно-гидрографическим обеспечением, строительством причальных стенок. Для реализации всех портовых проектов потребуются масштабные дноуглубительные работы.
— Логично, что в план развития инфраструктуры СМП входят проекты арктической зоны. Но откуда там Омская область и «Зерно Сибири»?
— В этом году по инициативе губернатора Омской области мы запускаем пилотный проект с логистической компанией «Зерно Сибири». На баржах по рекам зерно доставляется в порт Сабетта, оттуда развозится по азиатским и восточным странам. Наша задача — координация и организация перевалки. Другим транспортом вывозить зерно менее эффективно, а у перевозок по СМП складывается хорошая экономика. К 2024 году мы планируем перевозку 5 млн т зерна.
С новым судном
— Дирекция СМП подсчитала: до 2035 года нужно построить восемь атомных ледоколов, пять ЛК‑60 и три «Лидера», четыре ледокола на сжиженном газе, 59 танкеров ледового класса, 21 балкер (специализированное судно для перевозки грузов насыпью) и 15 газовозов. Кто будет распоряжаться этими судами?
— Тот, кто их построил. Свой арктический флот есть, например, у «Норильского никеля», «Газпромнефти». В плане мы обозначили потребность компаний, работающих в арктической зоне. Но эти планы могут корректироваться. Например, «Востокуголь» планировал, что в 2024 году перевезет по СМП 19 млн т угля. Проект по таймырским месторождениям должен был стартовать в 2019 году, но срок сдвинулся на год, поскольку необходимо было урегулировать отношения с Росприроднадзором. В итоге, по нашим оценкам, к 2024 году возможна перевозка лишь 12 млн т. Значит, в период действия плана понадобится меньше судов. Но если появятся другие проекты, потребность снова увеличится.
— Будет ли «Росатом» принимать участие в строительстве судов для компаний, работающих в арктической зоне?
— Никто не запрещает корпорации выступать инвестором. Что касается дирекции СМП, то в рамках развития новых бизнесов мы анализируем возможность создать оператора, который предоставлял бы комплексный сервис: ледокольное сопровождение, транспортное обеспечение и т. д. А для этого нам потребуются суда. Сейчас ведем предварительные переговоры об организации сервиса для «Востокугля» на плече Диксон — Мурманск. Чтобы ежегодно перевозить по СМП 19 млн т угля, понадобится не менее 12 дизельных балкеров. Если сотрудничество сложится, мы займемся строительством либо фрахтом судов.
В Арктику и Антарктику
— Каких инвестиций потребует развитие инфраструктуры СМП?
— В общей сложности на реализацию федерального проекта «Северный морской путь» до 2024 года заложено более 711,3 млрд рублей из бюджетных и внебюджетных источников. Отдельно финансируются аэропорты, железные дороги и многое другое, что входит в другие федеральные проекты. Часть работ будет выполняться на средства инвесторов.
— Расскажите о планах работы дирекции в 2020 году.
— Прежде всего мы должны принять головной ледокол «Арктика». Далее — закладка третьего серийного ледокола ЛК‑60, начало строительства головного «Лидера». Продолжим дноуглубительные работы для терминала «Утренний» и съемку рельефа дна в акватории Северного морского пути, обеспечение средствами навигационного оборудования. Введем в промышленную эксплуатацию автоматизированную систему управления судоходством штаба морских операций. Вот на этом и сосредоточимся.
В этом году лихтеровоз «Севморпуть» повезет в Антарктику строительные материалы для российской научной станции «Восток». Сейчас прорабатываются организационные и финансовые вопросы.
— Какой объем перевозок по СМП запланирован на 2020 год?
— Согласно федеральному проекту «Севморпуть», грузопоток должен составить 29 млн т. Считаю, что этот показатель будет достигнут.