Как ПСР ускоряет строительство ледоколов и чем «Росатом» может помочь РЖД
В декабре в Нижнем Новгороде прошел форум «Лидеры Производственной системы «Росатом» — 2019». Название отраслевое, но по факту мероприятие было федеральным: на него съехались не только представители атомных предприятий, но и чиновники и сотрудники российских корпораций. На форуме наша корреспондентка узнала, что такое заводы-побратимы, чем «Росатом» может помочь РЖД и как ПСР ускоряет строительство ледоколов.
На предприятиях «Росатома» создано 47 эталонных потоков и участков бережливого производства. В России нет другой корпорации, которая бы обладала набором таких глубоко проработанных образцов, уверен директор по развитию ПСР Сергей Обозов.
На полную катушку
2020 год станет годом тиражирования образцов — в атомной отрасли и за ее пределами. В сентябре 2019 года по инициативе «Росатома» была создана структура федерального масштаба — Партнерство производственных систем России. Помимо «Росатома» в него вошло семь корпораций, развивающих системы бережливого производства. Это «Роскосмос», РЖД, «Ростелеком», Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, «Калашников» и «Вертолеты России».
Участники партнерства договорились обмениваться лучшими практиками и реализовывать совместные проекты.
«Участок по производству ампул на ГХК в Железногорске мы посетили вместе с представителями «Информационных спутниковых систем», предприятия «Роскосмоса», которое находится в том же городе, — рассказывает Сергей Обозов. — Конечно, изготовление спутника и его комплектующих, узлов сильно отличается от изготовления ампул для перевозки отработанного ядерного топлива, но коллеги увидели сам принцип — как организован поток, начиная с заготовки и кончая выходом продукции, как он работает».
Появился, например, термин «заводы-побратимы» — это предприятия разных корпораций, помогающие друг другу создавать образцовые потоки. Сотрудничество побратимов будет разделено на три этапа. «Первый — обмен опытом. Будем делать образцовые потоки на заводах-лидерах в связках. Затем — развитие поставщиков, формирование образцов во всей цепочке поставок предприятий, — поясняет Сергей Обозов. — Надеемся, на третьем этапе компании-партнеры будут помогать внедрять методы бережливого производства у себя на территории присутствия. «Росатом» своим примером демонстрирует такую логику проектов и призывает к этому коллег с другими производственными системами».
«Мы взяли на себя большую ответственность, — говорит глава «Росатома» Алексей Лихачев, — тиражирование наших практик, создание образцов и укрепление системы ПСР не только внутри отрасли, но и за ее пределами. Теперь мы везде работаем на полную катушку».
Вагончик тронется
РЖД, один из участников Партнерства производственных систем России, развивают бережливое производство с 2010 года и уже реализовали 30 тыс. проектов, в этом году реализуют первый проект совместно с «Атомстройэкспортом». «Мы выбрали один из этапов возведения железнодорожных объектов. Задача — найти и локализовать потери в строительно-монтажных работах, стандартизировать изменения, чтобы избежать потерь в будущем», — рассказывает замначальника центра моделирования бизнес-процессов РЖД Сергей Старых. В роли побратима выступает предприятие АСЭ, сотрудники которого будут оказывать коллегам из РЖД методическую и практическую помощь.
С «Росатомом» РЖД реализуют проект, который касается ремонта пассажирских вагонов. «Искать потери и выстраивать поток нам помогут коллеги из АО «ПСР». Мы хотим выполнять регламентные работы в срок, избегать простоев в ремонте, обеспечить ритмичность процесса и своевременную выдачу подвижного состава», — говорит Сергей Старых.
Бережливый ледокол
На форуме обсудили и атомные ледоколы проекта 22220.
«Когда в 2012 году Балтийский завод начал строить ледоколы для «Росатома», одним из ключевых условий сотрудничества стало внедрение производственной системы. Коллеги из «Росатома» помогали ее развивать, но это не принесло значимых результатов, — рассказывает директор департамента развития производственной системы ОСК Владимир Катышев. — Возможно, тогда у менеджеров завода просто не было понимания, зачем все это нужно. Сегодня директор каждого предприятия, входящего в Объединенную судостроительную корпорацию, обязан заниматься внедрением производственной системы. Сдвиг в сознании руководителей, в том числе Балтийского завода, уже произошел».
В сентябре 2019 года стартовал проект ОСК и «Росатома» по сокращению срока строительства ледоколов. Важность проекта сложно переоценить, ведь уже принято решение о закладке на Балтийском заводе четвертого и пятого ледоколов проекта 22220. «Пока одно судно мы строим в среднем семь лет. Заказчик ставит амбициозную задачу — прийти к пятилетнему циклу при строительстве четвертого и пятого ледоколов», — поясняет Владимир Катышев.
Рабочая группа уже сформирована. В нее входят производственники, технологи, конструкторы, плановики и сотрудники АО «ПСР». «Сейчас работаем над повышением эффективности конструкторско-технологической подготовки производства. Детально разбираем процесс, минимизируем риски. Уже нашли возможности для сокращения 320 человеко-часов», — говорит Владимир Катышев. Планируется, что первая резка металла для корпуса четвертого ледокола произойдет в первом квартале этого года. По словам Владимира Катышева, в 2020 году необходимо сосредоточиться на сокращении времени строительства секций судна.
ПСР для ПСР
Провайдер цифровых услуг «Ростелеком» развивает свою производственную систему три года. Тоже, кстати, называется ПСР. «Мы в начале пути, но уже проработали методологию и внедрили цифровую инфраструктуру системы. Опыт и практика «Росатома» станут хорошим дополнением наших инструментов и технологий», — считает и. о. директора офиса трансформации «Ростелекома» Татьяна Полина.
С помощью атомщиков компания создаст образцы на двух площадках. «Первая находится в Великом Новгороде, там у нас региональный филиал. За образцовый проект мы взяли оказание новой услуги «Ключ» — это умные сервисы для домофона, шлагбаума, видеонаблюдения и телеметрии, счетчиков. При создании ПСР-образца мы планируем разработать стандарты и выстроить процессы так, чтобы их можно было использовать в наших филиалах по всей стране», — рассказывает Татьяна Полина.
Вторая площадка — в нижегородском филиале. Там ПСР-образцом станет подключение услуг для корпоративных клиентов — виртуальной АТС, вайфая и видеонаблюдения. «Процесс не новый, нужна модернизация, — отмечает Татьяна Полина. — Сегодня бизнес требует подключать такие услуги за три дня. А у нас пока 11». В развитии ПСР-образца в Нижнем Новгороде «Ростелекому» поможет ОКБМ им. Африкантова, а в Великом Новгороде — АО «ПСР».
БЫСТРО, ЭФФЕКТИВНО, БЕЗОПАСНО
На форуме наградили победителей ежегодного конкурса предложений по улучшению и проектов по развитию ПСР.
• Лучший ПСР-проект, направленный на повышение производительности труда и эффективности использования ресурсов
«Комплексная оптимизация потока изготовления экономайзера типа 1 для МСЗ», проект начальника производства оборудования тепловой энергетики и технологических трубопроводов «ЗиО-Подольска» Александра Сторожева.
• Лучший ПСР-проект, направленный на сокращение срока сооружения объектов
«Оптимизация процесса возведения внутренней защитной оболочки Курской АЭС‑2», проект заместителя директора треста «РосСЭМ» по строительству Курской АЭС‑2» Максима Воронкова.
• Лучший ПСР-проект, направленный на снижение запасов
«Повышение эффективности участка производства таблеток типа РБМК», проект начальника участка цеха № 48 МСЗ Рустама Арасланова.
• Эффективность использования ресурсов
«Исключение горизонтальной отсечки при бетонировании фундаментной плиты зданий реактора на АЭС «Руппур», ППУ монтажника пятого разряда треста «РосСЭМ» Романа Бакланова.
• Повышение производительности труда
«Использование стробоскопического эффекта в балансировочных работах турбоагрегата энергоблока АЭС», ППУ инженера отдела технической диагностики Ростовской АЭС Марии Елкиной.
• Повышение эффективности работы оборудования
«Удаление коррозионных отложений урана из отборников газовых центрифуг восьмого поколения», проект сотрудников ЭХЗ — ведущего инженера-технолога Дмитрия Рогожина, ведущего инженера-технолога Андрея Савицкого, инженера-технолога второй категории Дмитрия Соколова и ведущего специалиста по развитию бизнесов Николая Оскомова.
• Повышение уровня безопасности труда
«Снижение тяжести труда и уменьшение риска падения предметов на работника», проект сотрудников ЧМЗ: ведущего специалиста по охране труда службы радиационной, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Ивана Утробина и специалиста по комплексной оптимизации производства Александра Пойлова.