Новая «Арктика», «Лидер», ПАТЭС — все придумано в ЦКБ «Айсберг»

В России атомные ледоколы проектирует только одна организация. И новая «Арктика», и «Лидер», и даже ПАТЭС — все придумано в ЦКБ «Айсберг». Там же сделали и проект многофункционального судна атомного технологического обслуживания (МСАТО). Гендиректор «Айсберга» Александр Рыжков рассказал об этой работе и других атомных направлениях ЦКБ.

— На какой стадии находятся работы по МСАТО?

— В 2018 году мы завершили технический проект. Он прошел все экспертизы и был принят Минпромторгом. Следующий этап — разработка отчета по обоснованию безопасности, на это потребуется около года. Мы готовы перейти к ней сразу после того, как получим финансирование. В рамках создания проекта ледокола «Лидер», например, такую работу оплачивал Минпромторг. Дальше можно будет приступать к рабочей конструкторской документации и строительству.

— Расскажите о МСАТО.

— МСАТО спроектировано для обслуживания судов и плавучих сооружений, оборудованных реакторными установками РИТМ‑200 и РИТМ‑400, КЛТ‑40, ОК‑900. Оно понадобится для перегрузки реакторов, хранения и перевозки свежего и отработанного ядерного топлива. Это будет самоходное судно с дизельной энергетической установкой.

— Сколько времени займет строительство?

— Около пяти лет.

— Какая верфь может построить плавтехбазу?

— На некоторых этапах строительства понадобится обеспечение радиационной безопасности, поэтому завод должен иметь соответствующие лицензии и опыт. Любой завод, который претендует на строительство атомных ледоколов либо уже их строит, справится с этой задачей.

— Какое количество судов сможет обслуживать МСАТО?

— По нашим оценкам, действующий и строящийся парк «Атомфлота», включая один ледокол «Лидер» (11 судов. — «СР»). Если речь пойдет о большем количестве, то надо будет либо менять модель эксплуатации, либо ставить вопрос о строительстве еще одного МСАТО.

— Как продвигается проект «Лидер»?

— Мы занимаемся рабочей конструкторской документацией, моделированием помещений, систем, оборудования. Уже выпускаем документацию по закладным секциям. В конце 2019-го — начале 2020 года передадим проект на судостроительный завод «Звезда». После этого можно начинать выбирать поставщиков оборудования.

— Какими еще атомными проектами занимается ЦКБ «Айсберг»?

— Прорабатываем проекты плавучих атомных станций второго поколения — с установкой РИТМ‑200 и новой РИТМ‑200М. Прорабатываем в нескольких вариантах, в том числе самоходного судна для обеспечения электроэнергией объектов на берегу или на шельфе. Рассматриваем варианты позиционирования. Судно может иметь систему динамического позиционирования — удержания курса автоматически либо систему якорного раскрепления.

Не забываем и о классическом варианте — оптимизированном плавучем несамоходном ПЭБе второго поколения с РИТМ‑200М. В работе над ним будут применены новые конструкторские решения. Сейчас обсуждаем размещение жилого блока.

Это все интересные и перспективные проекты. «Академик Ломоносов» — хороший референтный ПЭБ. Теперь мы думаем, как развивать направление.



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МСАТО

Длина

158,8 м

Ширина

26 м

Полное водоизмещение

22 661 т

Осадка при полном водоизмещении

7,5 м

Мощность главной энергетической установки на валах

9,2 МВт

Скорость хода

12 узлов

Читайте также: «50 лет Победы» и 10 метров отличий — модернизированный проект «Арктика 10521»

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: