Несколько лет назад в «Росатоме» стартовала программа по созданию команд поддержки изменений (КПИ). Алексей Смирнов, капитан одной из них, предложил коллегам автоматизировать рутинные задачи в «Росэнергоатоме». Откликнулись многие, и в планах у команды ряд любопытных проектов. Но для их реализации одного энтузиазма мало. Слово Алексею.


О первом проекте

Мы узнали, что в казначействе «Росэнергоатома» есть затруднения с подготовкой платежных документов для Системы удаленного финансового документооборота (СУФД) Федерального казначейства. Готовят документы в одной программе, отправляют в другую, и их форматы не совпадают. Сотрудникам приходится перебивать платежки вручную. Их много, это занимает массу времени, да и риск опечаток велик. Стоит ли говорить, чем чревата ошибка на один ноль в финансовых документах?

Я изучил обе программы и нашел решение. Платежка экспортируется в обычный текстовый файл, специально написанная для этого программа его обрабатывает, показывает пользователю и, если все верно, преобразует в формат СУФД.

Сейчас все платежки в концерне конвертируют в нашей программе — затраты времени уменьшились почти на порядок. Как мне сказали в казначействе, из «Росатома» уже поступил запрос на тиражирование проекта, ведь с СУФД работает вся отрасль.

О команде и заказчиках

Заказчиками продукта стали руководители подразделений «Росэнергоатома» — глава департамента управления ИТ-проектами и интеграцией Олег Шальнов и директор казначейства Мария Шикова. Они нашу идею поддержали, помогли установить корректные, измеримые цели проекта.

Алексею Смирнову 33 года. Родился в Москве. Окончил МАТИ — РГТУ, проектировщик ИТ-­систем. С 2012 года работает в компании «Консист-ОС», ­которая обеспечивает ИТ-поддержку концерну «Росэнергоатом».

Первую версию программы сделали за три месяца. Использовали аджайл — этот подход нацелен на скорейший выпуск работоспособного продукта и предполагает постоянную обратную связь от заказчика. Я отвечал за согласование планов, написание кода и разработку интерфейса. Опыт моего руководителя Леонида Хайченко очень пригодился при формулировании бизнес-требований к проекту. Мои коллеги Владимир Старцев и Михаил Егоров помогли с тестированием программы. Со стороны казначейства подключились Светлана Ковалева и Кристина Курдикова: они испытывали прототип на тестовых рабочих задачах, подсказывали, что улучшить. Например, попросили добавить дату проведения платежа — добавили, ее можно выбрать в календаре.

О развитии

Пока наша программа находится в статусе инициативы. Решается вопрос о том, чтобы она стала частью официальной сервисной поддержки. Во-первых, этого требует информационная безопасность. Во-вторых, стандарты, по которым формируется платежка, Федеральное казначейство меняет раз в три-четыре месяца — нужно выпускать обновления программы. Ну и развивать ее. Но это требует финансирования и, главное, времени. После работы и на выходных, как сейчас, этим постоянно заниматься не будешь. Ждем решения концерна.

О новых проектах

Сейчас служебные документы делают вручную: меняют текст в файлах-шаблонах, нередко с ошибками, нарушая формат, оставляя куски предыдущих версий. Отдел контроля качества документации возвращает на переделку — теряется время. На мой взгляд, формирование документов можно автоматизировать — чтобы человек только вводил данные, а расставлять их будет система. Это ускорит бизнес-процессы, облегчит труд.

БУДЬ В КУРСЕ
Чтобы больше узнать об этом и других проектах, подключите рассылку «Лидеры изменений», отправив заявку на komanda@rosatom.ru.

Есть целый спектр задач, связанных с оцифровкой. Не просто сканирование документов, а с распознаванием текста, автоматизированным вводом в базу. Чтобы их можно было изменять, тиражировать, видеть статистику.

Программы такого рода можно объединить в платформу «Цифровой помощник». Как Siri у Apple или яндексовская «Алиса» — программа, живущая в компьютере. Из нее можно вызвать модули для решения рабочих задач, она напомнит о дне рождения коллеги или о зонте, если по прогнозу будет дождь. Через платформу можно быстро провести опрос, тестирование, обучение и многое другое. Сделать это сравнительно просто, а в будущем можно интегрировать в электронную цифровую платформу «Росатома».

Об ожиданиях

Большое спасибо Анастасии Олейник — она курирует программу КПИ в «Росэнергоатоме», с ее поддержкой мы смогли подняться на уровень выше: создать отраслевую коллаборацию по автоматизации, участвовать в отраслевых конференциях и слетах.

Чего я жду от программы КПИ? Возможности реализовать и развить свои компетенции, показать, что готов к большим проектам, продвижению по служебной лестнице.

Инициатива — это очень здорово. Но инициатива без вознаграждения рано или поздно угасает. Есть семья, дети, свободного времени мало. Да и энтузиазм без отдачи пропадает — точнее, переключается на другое. Нет возможности поощрить финансово — для меня хорошей наградой были бы очные курсы Академии «Росатома», других учебных заведений, участие в практикумах, мастер-классах по управленческим задачам, проектированию и разработке ПО. Наконец, подключение к перспективным проектам цифровизации.

Каким я вижу развитие нашего проекта в идеале? Я мечтаю услышать: «Алексей, мы берем ваш проект на сервисную поддержку, вы будете обслуживать и развивать его. Вашу команду мы выделяем в группу разработки инициативных проектов, вы занимаетесь этим на официальной основе. Вот портфель задач, давайте их обсуждать». Мне уже сейчас пишут, звонят: «Алексей, ну когда же до нас руки дойдут?» Так что очередь из этих задач большая.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: