Форум «Российская энергетическая неделя» (РЭН) показал, что участники рынка заинтересованы в партнерстве с «Росатомом» — зрелой энергогенерирующей и машиностроительной корпорацией, разрабатывающей концептуально и технологически сложные решения. Заинтересованы настолько, что заключают соглашения о сотрудничестве, которые подразумевают использование наработок «Росатома» в разных сферах: создании цифровых решений, новых материалов и новых бизнесов.

Деловая программа форума началась для «Росатома» подписанием соглашения с «Русгидро» о сотрудничестве при разработке и применении композитов. Компании объединят компетенции и будут создавать материалы для основного, вспомогательного оборудования и элементов конструкций малых ГЭС, объектов ветроэнергетики и систем внешнего армирования. Со стороны «Росатома» заниматься проектами будет Umatex — крупнейший производитель углекомпозитов в России.

Также «Росатом» договорился о сотрудничестве с «Россетями». «Наша задача — скоординировать действия в развитии компетенций на внешних рынках», — ​пояснил «СР» заместитель гендиректора по операционной деятельности «Россетей» Константин Михайлик, который подписал документ. Он привел пример возможного сотрудничества: «Допустим, атомная станция в Узбекистане. Энергоблоки построит «Росатом». А «Россети» готовы реализовать схему выдачи мощности: построить новые и реконструировать существующие объекты магистрального электросетевого комплекса — высоковольтные линии электропередачи и подстанции. Узбекистан получит решение под ключ, интегрированное в энергосистему». Директор департамента международного сотрудничества «Россетей» Андрей Логаткин добавил, что разработка схемы выдачи мощности крупного объекта генерации в относительно небольшую энергосистему и синхронизация ввода объектов генерации и объектов сетевой инфраструктуры — востребованные услуги: не во всех странах есть такие компетенции.

Кроме того, «Россети» планируют использовать опыт «Росатома» в своей программе цифровой трансформации. Речь идет, в частности, о создании цифровых двойников и развитии предиктивной аналитики. Наконец, «Россети», как и «Русгидро», планируют работать с Umatex над созданием новых материалов и изделий из них, которые пока приходится закупать за рубежом. «Это и кабели с угольным сердечником, и углепластики для производства опор ЛЭП», — пояснил Константин Михайлик.

Первый заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров, выступая на сессиях, где основной аудиторией были представители нефтегазовых компаний, отметил, что формат сотрудничества с крупными заказчиками трансформировался: надо не убедить их приобрести готовый продукт или решение, а вместе работать над идеей и ее воплощением. «Уже даже теряется, наверное, такая модель «заказчик — исполнитель». Скорее речь идет о партнерстве, когда для решения задачи объединяются интеллектуальные ресурсы, совместно формируются и требования к продукту, и сам продукт под эти требования, потому что только так можно двигаться вперед и завоевывать рынки», — ​резюмировал Кирилл Комаров.

Ветер переменчивый

Одной из главных тем на форуме ожидаемо стали возобновляемые источники энергии. Роль и эффективность ВИЭ в структуре энергобаланса оценивается уже иначе. Глава департамента ядерной энергии МАГАТЭ Михаил Чудаков напомнил о блэкауте в Великобритании в августе нынешнего года, когда из-за сбоя на газовой и ветряной станциях без электроснабжения оказались около миллиона пользователей. Министр экономики Великобритании Андреа Ледсом заявила, что отключение не было вызвано нестабильностью ветростанции мощностью 800 МВт, хотя и признала необходимость диверсифицировать структуру генерации.

В Германии разбалансирование осложняется экологическими издержками и ростом тарифов на электроэнергию для конечных потребителей. «Страна решила отказаться от АЭС, ни к чему хорошему это пока не привело. Цены на электроэнергию самые высокие в Европе, выбросы СО2 выросли на 2,5 %, энергосистема полностью разбалансирована», — ​отметил Кирилл Комаров на сессии по инвестициям в разные виды энергетики. Этот пример оказался настолько убедительным, что часть аудитории, участвовавшей в голосовании (см. «Лидер мнений»), передумала инвестировать в ВИЭ и предпочла атом.

На сессии «Атомная энергетика как неотъемлемый элемент повестки устойчивого будущего»

По словам Александра Корчагина, гендиректора «Новавинда» (компания «Росатома», производит ветроустановки и строит ветропарки), в последнее время на Западе ветроэнергетику расценивают как дельное капиталовложение организации, которые не имеют к ней отношения: пенсионные фонды, строительные и ИТ-компании. Их привлекает короткий инвестиционный цикл, полтора-два года. Но интерес не всегда доходит до чего-то конкретного. Количество новых проектов в области ветроэнергетики в Европе снижается. Среди вероятных причин — сложности с площадками (нужны большие, а это дорого), инфраструктурные ограничения и недовольство потребителей ценой электроэнергии.

При обсуждении будущего возобновляемых источников энергии в России обнаружились проблемы с толкованием самого термина. Так, представители «Русгидро» в своих выступлениях на сессиях, где присутствовали представители министерств, напористо напоминали, что гидроэнергетика тоже относится к ВИЭ и игнорировать ее, например, при распределении льгот несправедливо.

Но границы ВИЭ могут быть еще шире. Михаил Чудаков в ответ на вопрос «СР», можно ли рассматривать бридеры (реакторы на быстрых нейтронах) как возобновляемые источники энергии, подтвердил: «Да, можно. Бридеры сами нарабатывают материалы, которые могут использоваться в цепной реакции. Быстрые реакторы нужны также для того, чтобы выгорали искусственно созданные минорные актиниды. Только надо создать эту (двухкомпонентную. — «СР») систему». Напомним, Россия — единственная страна в мире, где уже работают промышленные реакторы на быстрых нейтронах.

Признание бридеров возобновляемым источником энергии гипотетически поможет решить большую проблему. Дело в том, что на Западе, в частности в Европе, финансовые институты могут инвестировать в объекты ВИЭ. Но по поводу того, могут ли они выдавать кредиты для строительства атомных станций, которые, заметим, тоже являются безуглеродным производителем энергии, идут дискуссии.

Настоящее продолженное время АЭС

На сессии «Атомная энергетика как неотъемлемый элемент повестки устойчивого будущего» согласились с тем, что атомная энергетика обладает внушительным списком достоинств. Более того, даже приписываемые ей недостатки далеко не всегда ими являются.

Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев выделил новую тенденцию в подходе заказчиков: они готовы платить чуть больше на этапе старта проекта, в течение пяти — семи лет, чтобы быть уверенными в бесперебойных поставках по гарантированной цене на срок от 30 лет. «Мы можем прогнозировать <…> на горизонте 100 лет», — ​заверил Алексей Лихачев. Вторая тенденция, по его словам, — ​запрос на умные энерготехнологии (сети, город) и энергосбережение, которые сочетают разные типы генерации. Третья тенденция при принятии решения о строительстве энергетической инфраструктуры — обязательное отсутствие влияния на окружающую среду и минимизация выбросов парниковых газов. Глава «Росатома» убежден, что атомная энергетика с ее нулевым выбросом должна рассматриваться как коллега ВИЭ: «Надо просто поднять этот флаг — переходить от позиции оборонительной, когда мы говорим о приемлемости технологий, к позиции информационно-наступательной, когда мы говорим о востребованности и необходимости атомной энергетической компоненты в мировом и национальном энергобалансах».

Алексей Лихачев также напомнил, что каждая АЭС — фабрика технологий, где исследуются и создаются новые материалы, цифровые продукты и подходы для обеспечения энергией потребителей. «Строительство Белорусской АЭС является движущей силой развития научно-технического потенциала страны, — ​отметил министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич. — ​Запускаются процессы модернизации реального сектора экономики, повышения качества образования и подготовки специалистов в различных отраслях». Министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто сказал: «Строительство АЭС в Венгрии рассматривается нами не просто как стройка, но как общая концепция продвижения экономики страны на более высокий уровень. Я считаю, что решение о строительстве АЭС «Пакш‑2» — одно из лучших экономических решений за последние годы».


ЛИДЕР МНЕНИЙ

Перед сессией «Инвестиции в устойчивое развитие энергетической отрасли. Новые возможности и ограничения» участники ответили на вопрос, в какие отрасли электроэнергетики инвестировали бы собственные средства. Лидером стали ВИЭ — 36,6 %. На втором месте оказалась атомная генерация с 16,9 % голосов. Однако после сессии расклад изменился. В атомную энергетику вложили бы деньги 32,7 %, а доля сторонников идеи инвестировать в ВИЭ сократилась до 22,5 %.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: