«Маяк», «Север», «Старт» — загадки атомных брендов
Название предприятия — важная составляющая имиджа компании и успеха бизнеса. Впрочем, так было не всегда и не везде. В Советском Союзе, на заре развития атомной отрасли, куда важнее была секретность. Предприятиям давали не имена, а номера. Вместо адреса указывали номер почтового ящика, отсюда и пошло выражение «работать в ящике». Позже, с развитием мирного атома, на смену номерам пришли названия — но и по ним догадаться, что именно производит предприятие, было трудно. Сегодня бренды компаний «Росатома» — «Маяк», «Элерон», «Старт» и другие — известны во всем мире. Но почему же они так названы?
«Север»
Производит радио и электротехническую продукцию, прецизионные механизмы для атомной отрасли и гражданского машиностроения. Решение о строительстве было отражено в том же постановлении, по которому было основано ПО «Старт». Предприятие было названо Новосибирским приборным заводом. Под строительство выделили земельный участок вблизи Северного поселка Новосибирска — вероятно, поэтому производственное объединение позже получило название «Север».
«Маяк»
Один из старейших промышленных объектов нашей атомной отрасли. «Маяк» занимается переработкой ОЯТ и производством радиоизотопов.
Первое название предприятия — Горно-обогатительный завод проекта № 1859, потом его переименовали в комбинат № 817. Название «Маяк» фигурирует в документах лишь с 1961 года. Как оно появилось и кто его придумал — официальных данных нет. Но со слов ветеранов и архивистов предприятия, аналогия такая: маяк указывает путь, куда двигаться, дает свет, а озерское предприятие было первенцем атомной промышленности и ориентиром для коллег.
«Старт»
Производственное объединение выпускает приборы и оборудование для оборонных и гражданских целей. Изначально оно называлось приборным заводом № 1134. Постановление о строительстве было принято в 1954 году. Впоследствии завод был переименован в Пензенский приборостроительный. Имя «Старт» предприятие получило в 1989 году решением 6-го главного управления Министерства среднего машиностроения. На предприятии не знают, почему завод был назван «Старт»
«Элерон»
Предприятие разрабатывает, производит и устанавливает технические средства охраны для объектов использования ядерной энергии и предприятий вне атомной отрасли.
В конце 1960-х в московском районе Орехово-Борисово Минсредмаш начал строить первый корпус Всесоюзного научно-исследовательского института физических приборов (ВНИИФП). Чтобы никто не догадался, чем будет заниматься новый НИИ, стройплощадка получила название «объект «Элерон» (элерон — подвижная часть крыла самолета). Объект якобы был связан с авиацией, и курировавшие стройку сотрудники Минсредмаша носили форму летчиков. Легенда прижилась.
Специалисты отрасли между собой всегда называли ВНИИФП «Элероном». Когда в конце 1980-х Советский Союз стал трещать по швам, начальник специального технического управления Минсредмаша Евгений Мишин для сохранения наработок создал научно-производственное отделение «Элерон», которое объединило ВНИИФП и ряд отделений Специального технического управления Минсредмаша.
«Гидропресс»
Конструкторское бюро — разработчик реакторных установок с водяным теплоносителем (ВВЭР). Энергоблоки, сооруженные по проектам «Гидропресса», работают на десятках атомных станций в России и за рубежом.
ОКБ было создано в рамках ядерной программы СССР в 1946 году. Тогда это было конструкторское бюро при Машиностроительном заводе им. Орджоникидзе (теперь «ЗиО-Подольск»). Редкий случай, но нынешнее название организация получила в том же 1946 году: Особое конструкторское бюро по конструкциям гидропаропрессового оборудования, сокращенно ОКБ «Гидропресс». Почему именно «Гидропресс», точно никто не знает. На предприятии объясняют это тем, что в бюро проектировали реакторные установки, а в реакторе вода находится под давлением, отсюда и название «Гидропресс». Только что созданное ОКБ получило задание: подготовить технический проект реакторного оборудования для первого в СССР предприятия по наработке оружейного плутония — Горно-обогатительного завода. Сейчас это ПО «Маяк».
Новые имена
Компании в отрасли создают и сейчас. Мы взяли те, что выросли до уровня дивизионов.
Rusatom Healthcare в переводе означает «Русатом здравоохранение». Специализация компании — проекты в области радиационной медицины, онкорадиологии, создания оборудования и препаратов для ядерной и радиационной медицины.
«НоваВинд» объединила все ветроэнергетические активы «Росатома». «Винд» — калька с английского «ветер». «Нова» пришло из славянских языков, означает «новый».
«Химпроминжиниринг» — управляющая компания дивизиона «Росатома» «Перспективные материалы и технологии», который консолидирует производства широкого ассортимента углеродного волокна. Торговая марка — Umatex.
«Русатом автоматизированные системы управления» — управляющая компания нового дивизиона, который отвечает за развитие АСУ ТП и электротехники. Название вполне понятно и говорит само за себя.