Не переработаны и очень опасны
26 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании единой системы управления опасными отходами. Полномочия федерального оператора по их утилизации предлагается закрепить за «Росатомом». Задача — в ближайшие пять лет довести объем переработки отходов I и II классов опасности с 1 до 65 %, а потом и до 100 %. Насколько это реально и почему именно атомщики будут решать эту задачу, разбиралась «СР».
По официальной статистике, в России ежегодно образуется 350–400 тыс. т промышленных отходов I и II классов опасности (см. справку). При этом действующие в стране мощности по утилизации позволяют обезвредить лишь около 4 т — то есть меньше 1,5 %. Где и в каких условиях хранятся остальные 98 %, сказать трудно.
Проблема в том, что сегодня обращение с опасными отходами проходит в заявительном порядке. Предприятия сами передают в Росприроднадзор информацию о том, сколько каких отходов у них образовалось. Насколько достоверны эти сведения — большой вопрос. Как заметили эксперты международного экологического объединения «Беллона», более половины опасных отходов, зарегистрированных в Федеральном классификаторе отходов (то есть известно, что предприятия их производят), отсутствуют в отчетности предприятий. Это при том, что отходы I класса опасности, попадая в окружающую среду, отравляют ее на века. А после воздействия отходов II класса природе нужно лет тридцать минимум, чтобы худо-бедно восстановиться.
ОФИЦИАЛЬНО
Законопроект о создании единой системы управления высокоопасными отходами принят в первом чтении 26 июня 2019 года. Соответствующие поправки будут внесены в законы «Об отходах производства и потребления» и «О госкорпорации «Росатом».
Для фундаментальных преобразований в этой сфере в прошлом году был разработан и утвержден отдельный федеральный проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I–II классов опасности» в составе нацпроекта «Экология». Его реализацию поручили «Росатому».
Учет и контроль
Первое, что предстоит сделать новому федеральному оператору, — создать единую государственную информационную систему учета и контроля опасных отходов. Понять, где и сколько их образуется, кто утилизирует, кто перевозит, как логичнее связать все эти предприятия друг с другом. Сегодня в одном регионе современные перерабатывающие комплексы стоят недозагруженными, а в другом растут нелегальные свалки.
У атомщиков есть опыт создания системы обращения с радиоактивными отходами. Ее возьмут за основу при выстраивании системы учета и контроля опасных отходов. Федеральный оператор будет не только собирать информацию, но и оценивать производственные процессы на предприятиях, чтобы понимать, сколько отходов образуется на каждом из них.
Технологии переработки
Параллельно предстоит построить инфраструктуру для переработки. Федеральный проект предполагает создание семи производственно-технических комплексов производительностью порядка 50 тыс. т в год каждый. Первые комплексы разместят на четырех заводах по химразоружению: «Горный» в Саратовской области, «Марадыковский» в Кировской, «Щучье» в Курганской области и «Камбарка» в Удмуртии. Еще три предприятия по переработке опасных отходов предстоит построить. Где конкретно, станет ясно после формирования федеральной схемы обращения с опасными отходами. Важно не перевозить отходы по всей стране, а разместить заводы там, где их образуется больше всего.
СПРАВКА
В Федеральном классификаторе отходов приведено 444 вида отходов I и II классов опасности. Среди них свинецсодержащие отходы (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля); ртутьсодержащие отходы (люминесцентные лампы, термометры и др.); отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы); органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства); неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей).
Как рассказал на общественном совете госкорпорации директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии «Росатома» Андрей Лебедев, специалисты называют 444 вида опасных отходов, из них 72 чрезвычайно опасные, 372 — высокоопасные. Органические отходы обезвреживают, сжигая на установках с многоступенчатой системой очистки, при этом получая энергию. Для утилизации опасных неорганических отходов используют физико-химические методы. Самый простой пример: отработанные растворы кислот и щелочей друг друга нейтрализуют, на выходе получается вода и соль. Множество технологий по обращению с отходами разработано в России, есть интересные зарубежные ноу-хау — выбор велик.
Тарифная политика
Пока предприятия, занимающиеся утилизацией отходов, сами устанавливают расценки. Те, что захотят войти в национальную систему по обращению с опасными отходами, будут работать по общим тарифам, которые определит государство. Но это дело сугубо добровольное. Как подчеркнул первый заместитель генерального директора «Росатома» Кирилл Комаров, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, монополизация здесь исключена. «Действующие участники рынка, имеющие необходимые лицензии, будут включены в федеральную схему и получат возможности для расширения своего производства. А образователи отходов смогут выбирать: перерабатывать собственные отходы самостоятельно или передавать их федеральному оператору», — говорит он.
Что делать с уже накопленным
Все вышесказанное касается только что образованных опасных отходов. Но что делать со старыми, накопленными за долгие годы? Кто заплатит за рекультивацию полигонов, куда десятилетиями свозили особо опасные отходы?
Ответ очевиден: обезвредить такие объекты, у которых, как правило, уже нет владельцев, можно только за бюджетные деньги. Федеральная власть и стала заказчиком мероприятий по обезвреживанию полигона «Красный Бор» — крупнейшей на Северо-Западе России свалки опасных промышленных отходов. Около 2 млн т «химии», накопившиеся за 45 лет, представляют угрозу и для Санкт-Петербурга, до которого оттуда всего 30 км, и для других населенных пунктов в округе. Еще в начале 1990-х было принято решение о рекультивации полигона. Но до сих пор мало что сделано. По словам главы «Росатома» Алексея Лихачева, в ближайшее время «РосРАО» приступит к разработке проекта рекультивации этого полигона.
Также в рамках федерального проекта «Чистая страна» (часть нацпроекта «Экология») постановлением правительства «РосРАО» определено единственным исполнителем работ по рекультивации челябинской свалки. Первый этап планируется провести до саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году. Полная биологическая рекультивация, когда на месте опасного полигона можно будет разбить парк, завершится через 15–20 лет.