Алексей Лихачев: «Объем перевозок по Севморпути в 2024 году достигнет 92,6 млн т»
9 апреля на Международном арктическом форуме гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что объем перевозок по Севморпути в 2024 году достигнет 92,6 млн т. Но эксперты спорят, реально ли к этому сроку перевозить по СМП хотя бы 80 млн т. За счет чего госкорпорация планирует выполнить свое обещание?
Сегодня на долю Арктики приходится более 10 % инвестиций в России, сообщил президент Владимир Путин. И эта сумма будет расти. По качеству жизни все арктические территории планируется вывести на уровень не ниже среднероссийского.
Для привлечения инвестиций в Арктике необходимо развивать инфраструктуру, в первую очередь Северный морской путь. «СМП будет действовать бесперебойно и круглогодично. Наша цель — существенно нарастить объем грузоперевозок. По итогам прошлого года перевозки по СМП уже достигли 20 млн т. Втрое выше советского рекорда 1987 года», — говорит Владимир Путин.
К 2035 году у России будет не менее девяти атомных ледоколов. Задача — сделать Севморпуть привлекательным для грузоперевозчиков по цене, качеству услуг и безопасности.
В новой роли
«Росатом» в декабре 2018 года стал единым инфраструктурным оператором Севморпути. Глава госкорпорации принял участие в панельной секции «Северный морской путь — ключ к развитию российской Арктики» и сразу взял повышенные обязательства — перевезти по СМП в 2024 году 92,6 млн т грузов. «Это не фантазии, а просчитанные объемы. Но чтобы сказка стала былью, надо поработать. Не только нам — над организацией морского движения, укреплением ледокольного флота, но и транспортным компаниям и ведомствам — над инфраструктурой для вывоза сырья и портовыми мощностями, — позже пояснил глава «Росатома» в интервью ТАСС. — Если недропользователь не увидит нашей готовности вывезти добытое им сырье, то не будет с должной скоростью осваивать месторождения и развивать проекты. В данном случае «Росатом» является олицетворением государственных гарантий для недропользователей, вкладывающих огромные деньги в арктические проекты».
Нужно формировать планы и в среднесрочной перспективе, на 2030–2040-е годы, отметил Алексей Лихачев. По его прогнозам, в 2030-е ежегодный грузопоток на СМП увеличится до 110–120 млн т, в том числе за счет транзитных перевозок в Юго-Восточную и Восточную Азию.
Глава госкорпорации также рассказал о структуре недавно созданной дирекции Севморпути: «В контур «Росатома» передано ФГУП «Гидрографическое предприятие» и объекты портовой инфраструктуры. Процедура разделения полномочий по управлению Севморпутем между Минтрансом и «Росатомом» завершена. Теперь за нормативное регулирование отвечает Минтранс, а за коммерческие и хозяйственные функции — «Росатом», на который возложена ответственность за федеральный проект «Северный морской путь». Развитием арктических территорий и месторождений занимается Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики». Под эгидой «Росатома» будет создан штаб морских операций для координации судоходного движения, а также прописан регламент взаимодействия ведомств, работающих на СМП.
По словам Алексея Лихачева, проект развития СМП оценивается в 735 млрд рублей до 2024 года. Из бюджета выделено 274 млрд рублей. Остальные средства должны вложить «Росатом» и недропользователи: «Новатэк», «Роснефть» и др.
«Лидер» в помощь
Пока в распоряжении «Атомфлота» четыре ледокола и один лихтеровоз. Ресурс реакторных установок судов можно продлить как минимум до 2025 года. К этому времени на ходу будут три новых мощных двухосадочных ледокола проекта ЛК 60: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». А может, и больше — уже принято решение о закладке четвертого и пятого ледоколов. В их строительстве планируется использовать как бюджетное, так и заемное финансирование.
Справка
СМП — кратчайший путь между Северной Европой и Дальним Востоком. Это хорошая альтернатива Суэцкому каналу: протяженность пути от Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет около 12,5 тыс. морских миль, по СМП — 5,77 тыс.
Гарантированная круглогодичная проводка по СМП будет возможна, когда появится ледокол «Лидер». Это судно вдвое мощнее тех, что строятся сейчас, и может ломать лед толщиной более 4 м. «Атомфлот» ждет решения о строительстве «Лидера» на верфи «Звезда».
В общей сложности планируется построить три ледокола «Лидер». «Эти суда мы хотим использовать прежде всего на восточном направлении Севморпути, для транспортировок в Китай, Японию, Южную Корею», — заявил Алексей Лихачев. Передача головного ледокола «Росатому» ожидается в 2026–2027 году.
Требуется инвестор
В Арктической зоне России инициировано более 100 инвестпроектов. Их стоимость превышает 130 млрд долларов. Правда, в активной стадии реализации пока меньше половины проектов. Риски и издержки ведения бизнеса в Арктике высоки. «Мы должны предложить механизм, который даст возвратный капитал выше, чем риски, — это основной принцип инвестирования», — говорит губернатор Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский.
Преференции у арктических инвесторов будут, обещает Владимир Путин: «Для наращивания капиталовложений в регионе, для запуска новых проектов будем использовать все инструменты поддержки инвестиций, в том числе те, что мы уже успешно апробировали в рамках программ развития дальневосточных регионов России. Говорю о льготных ставках на прибыль, понижающих коэффициентах по налогу на добычу полезных ископаемых и заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость, упрощенном порядке предоставления земельных участков и неизменности условий реализации инвестиционных проектов».