Трижды прорывной: СХК исполнилось 70 лет
Сибирский химкомбинат 26 марта отметил 70-летие. Юбилей стал поводом для обсуждения вопросов, важных как для предприятия, так и для отрасли в целом. Когда начнется строительство реактора БРЕСТ-ОД-300 на быстрых нейтронах? Как сделать производство одновременно цифровым и защищенным от кибератак? Как выйти на международный рынок по выводу из эксплуатации первых атомных объектов? Ответили на них участники Всероссийской научно-практической конференции «ЯТЦ: наука и производство», которая прошла в Северске 26 марта.
Открыл конференцию первый заместитель гендиректора «Росатома» по операционному управлению Александр Локшин: «Славный комбинат и его история, безусловно, заслуживают того, чтобы отрасль отнеслась к юбилею с должным уважением. То, что в зале почти весь цвет отрасли, — тому подтверждение. Мало кто знает, что большая атомная энергетика родом из Северска. Секретность не позволила придать широкой огласке факт создания здесь первой атомной электростанции. Еще одно большое достижение СХК — вывод из эксплуатации первого реактора северской АЭС. Сегодня комбинат работает над проектом «Прорыв». Психологически это даже сложнее, чем первый атомный проект. Люди, создававшие бомбу, знали, что она существует, ее демонстрировали американцы. А «Прорыва» пока нет нигде в мире, мы только еще над ним работаем».
О прорывном проекте говорили сразу несколько докладчиков. Председатель научно-технического совета «Росатома», академик РАН Георгий Рыкованов упомянул о «Прорыве» как об одном из приоритетных направлений научно-технического развития атомной отрасли. Президент ТВЭЛ Наталья Никипелова и генеральный директор СХК Сергей Точилин рассказали о завершенных этапах большой стройки, о подготовке персонала, раскрыли некоторые технологические тонкости проекта.
«Задача на 2019 год связана со строительством реактора БРЕСТ-ОД‑300, — рассказала Наталья Никипелова. — Главное — получить лицензию, определить подрядчика и приступить к работам. Хотелось бы начать уже летом. Это важно, потому что еще года два назад было некоторое непонимание по срокам. Теперь мы знаем, в 2025–2026 годах объект должен быть сдан. «Прорыв» — для нас глобальный проект, за который мы несем колоссальную ответственность. Модуль фабрикации-рефабрикации готов на 80 %. Все основное оборудование не просто заказано, оно изготовлено и находится на складах комбината. Технологии отработаны, стройка идет своим чередом».
«Прорыву» посвятил доклад и главный технолог проекта Юрий Мочалов. Он отметил, что, создавая ОДЭК, российские атомщики впервые в мире продемонстрируют достижения в области ЗЯТЦ и реакторов на быстрых нейтронах в пределах одной площадки.
«Комплекс состоит из реактора БРЕСТ-ОД‑300 на быстрых нейтронах, задача которого — фабрикация топлива, и модуля переработки (МП), который заканчивает топливный цикл и возвращает продукты в него, — поясняет Юрий Мочалов. — С 2010 года пройдены все стадии, от лабораторных исследований до промышленных. На данный момент технологические линии МФР соответствуют уровню не только опытных, но и промышленных разработок. Преимущество ЗЯТЦ в том, что мы вовлекаем в процесс уран‑238 и получаем сырьевую независимость. Также кардинально решаем проблему ОЯТ, вовлекая делящиеся материалы в энергопроизводство. Эксперименты по выбору плотного топлива шли десятилетия. Остановились на смешанном уранплутониевом нитридном топливе. Сегодня изготовлены 21 и поставлены на облучение 18 ОТВС, это более 1 тыс. твэлов, достигнуто выгорание на одной из сборок до 7,5 %. Следующий этап — повысить его до 15 %».
Еще два «Логоса»
Директор по цифровизации «Росатома» Екатерина Солнцева в своем докладе рассказала о жизни атомных предприятий в условиях четвертой промышленной революции.
«Цифровизация нашей отрасли необходима для повышения эффективности нашей работы, —говорит Екатерина Солнцева. — И для этого необходимо выработать общие отраслевые подходы. Первым и очень важным шагом для этого стала разработка и утверждение в конце 2018 года Единой цифровой стратегии «Росатома». Это комплексный документ, учитывающий мировой опыт, современные технологические тренды, конкурентные преимущества и зоны роста госкорпорации. В его создании приняли участие представители всей отрасли — и дивизионы, и предприятия, и команды поддержки изменений, и молодежь «Росатома».
Кстати
Соглашение между «Росатомом» и администрацией Томской области подписали 26 марта первый заместитель гендиректора госкорпорации по операционному управлению Александр Локшин и губернатор Сергей Жвачкин. Документ предусматривает совместную работу по реализации стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года. Речь идет о реализации инвестиционных проектов в сфере высокотехнологичного производства: выпуска накопителей энергии, разработок в области аддитивных технологий и ядерной медицины. Соглашение поспособствует развитию ТОСЭР «Северск» и привлечению резидентов. По планам ТОСЭР обеспечит жителей закрытого города новыми рабочими местами: трудоустроятся не менее 1,5 тыс. человек. В конце 2019 года на площадке появится первое предприятие.
Концепция Единой цифровой стратегии базируется на трех основных направлениях — внутренняя цифровизация, развитие цифровых продуктов и участие в цифровизации экономики РФ — и двух поддерживающих — осуществление организационных изменений для цифровой трансформации и развитие цифровой культуры и цифровых компетенций.
Первым тиражируемым цифровой продукт «Росатома», представленный на внешнем рынке — «Логос Аэро-Гидро». Это инструмент 3D-моделирования процессов гидрогазодинамики, призванный решать задачи широкого круга высокотехнологичных отраслей промышленности, включая авиастроение, судостроение, атомную энергетику и автомобилестроение. В 2019 году планируется запуск других продуктов линейки «Логос»: «Логос Тепло» и «Логос Прочность».
Полкилометра под землей
Свои наработки по цифровизации атомных производств есть и в Северске. Зимой в «Хиагде» запустили постоянно действующую модель геотехнологического поля в рамках проекта «Умный рудник». Это разработка заместителя руководителя по научной работе и международной деятельности СТИ НИЯУ «МИФИ» (Северск) Михаила Носкова и его команды. Инновация предоставила уранодобывающему предприятию уникальные возможности.
«Модель помогает рассчитать процесс выщелачивания урана на основе реальной геологической модели среды, — рассказывает Михаил Носков. — Обрабатывая данные о работе технологических скважин и блоков, она видит всю залежь. Описывает, как движутся растворы, как идет извлечение урана, позволяет засечь, где уран выходит за контур блока. Это постоянно действующий инструмент на рабочем месте геотехнолога. Позволяет в реальном времени наблюдать, что происходит на глубине 200–500 м. Действует автоматически. Человек не сможет никогда посчитать, что происходит под землей, это миллиарды операций в секунду, до внедрения информационных технологий такое в принципе было невозможно. Следующая ступень цифровизации — робототехника, дополненная реальность, предсказательная аналитика. Есть куда двигаться, идей много. Скоро они станут проектами».
Ниша возможностей
На конференции также обсудили вывод из эксплуатации остановленных атомных объектов и производств. Эта тема волнует атомщиков и экологов всей планеты. Сейчас это пока свободная ниша масштабного и долгосрочного бизнеса, занять ее часть планирует ТВЭЛ.
«Есть три сегмента рынка: АЭС, ядерно и радиационно опасные объекты, а также исследовательские реакторы, в мире их большое количество, многие объекты пора выводить из эксплуатации, — говорит директор программы «Управление выводом из эксплуатации ЯРОО» ТВЭЛ Василий Тинин. — Если мы отработаем технологии у себя, можно будет создавать комплексное продуктовое предложение и выходить на внешний рынок. Порядка 60 % отечественных предприятий всего ядерного топливного цикла входят в состав ТВЭЛ. Мы понимаем, что это за технологии и объекты, а значит, кому, как не нам, понимать, как выводить их из эксплуатации».
Во время доклада Василий Тинин показал слайды с изображением зеленых лужаек, площадок и пустырей. Так теперь выглядят территории, где раньше располагались бассейны с ЖРО, цеха опасных производств и химические лаборатории. В рамках первой федеральной целевой программы по выводу из эксплуатации ТВЭЛ провел такие работы на 22 объектах.
«После 2021 года будет значительный рост выводимых объектов. На подходе радиохимическое и химико-металлургическое производство, цеха, где шли работы с плутонием и высокообогащенным ураном. Нигде в мире таких работ еще не проводилось. К этому времени у нас должны быть профессионалы, техника и технологии», — резюмирует Василий Тинин.
Именно поэтому в ТВЭЛ созданы центры компетенций, на базе которых и наращиваются важные и конкурентоспособные технологии.