«Главная задача — освоить восточный арктический маршрут»
Заместитель гендиректора «Росатома», глава дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша стал одним из гостей программы «Мы и наука. Наука и мы» на НТВ. Темой передачи были перспективы развития Крайнего Севера. После записи в студии Вячеслав Рукша ответил на вопросы «СР».
— К освоению Арктики приковано внимание общественности. Вы и ваши коллеги по дирекции, наверное, теперь постоянно общаетесь с прессой?
— Общаемся действительно часто. Но мы достаточно сдержанно себя ведем. На мой взгляд, ожидания непосвященной публики слишком грандиозны. Люди часто, не зная деталей, говорят о каких-то сверхбольших и быстрых грузопотоках. Еще любимая тема у всех — конкуренция с Суэцким каналом, что, на мой взгляд, может стать реальностью в лучшем случае лет через пятнадцать — двадцать. И это еще оптимистичный прогноз.
— Так каковы реальные перспективы Севморпути?
— Мы ведем эффективный вывоз грузов в основном из Обской губы, Енисейского залива — это все Карское море. Главная задача на ближайшее время — начать осваивать восточный маршрут. Это случится, когда появится серия ледоколов с новыми техническими характеристиками. А далее, и это уже в том числе лично моя мечта, ждем появления ледокола «Лидер», который действительно мог бы обеспечить гарантированную круглогодичную проводку. Ведь для торговли крайне важна стабильность, перевозки, которые мало зависят от погоды.
— А что касается объема перевозок?
— В рамках указа президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» стоит задача довести к этому сроку ежегодный грузопоток до 80 млн т за счет проводок отечественных и зарубежных судов. Я считаю, задача выполнимая. Но надо понимать, что это будет по-прежнему Карское море и вывоз больше на Атлантику. В летне-осенний период, конечно, достаточно много грузов пойдет на рынки Тихого океана — особенно сжиженный природный газ. Восточный маршрут нам надо обеспечить в ближайшие пять — семь лет.
Дальше все будет зависеть от задач, которые определит государство. Я всегда привожу простой пример. Видели рекламу проекта магистрального газопровода «Сила Сибири»? Там объем — примерно 55 млрд м3 в год. В Арктике только проект «Ямал СПГ» — под 30 млрд м3 в год. Если добавится еще один, общий объем транспортировки будет сопоставим с «Силой Сибири». Только морским транспортом этот газ можно доставить аж до Индии, а трубой — в лучшем случае в северные районы Китая. Считаю, мы должны сегодня готовиться к задачам такого масштаба. И мы эту работу уже ведем.
На длительную перспективу стабильным элементом морской транспортной системы в Арктике останутся мощные атомные ледоколы. Потому что для двухметровых льдов нужна мощность за 40 МВт. С меньшей мощностью не справиться. Особенно при тех судах, которые пришли сегодня. Танкер Yamalmax, например, — это судно 50 м шириной и 300 м длиной, а с грузом его масса будет под 150 тыс. т. Конечно, это уже другое судоходство и другие задачи. Еще раз подчеркну, наша главная задача — обеспечить стабильную скорость и стабильную работу на СМП практически по часам.
— Чрезмерные ожидания публики вам мешают?
— Излишние ожидания всегда вредны. Но и амбициозность целей никто не отменял, особенно в нашем родном «Росатоме». Главная цель для нас — в перспективе до 2030 года показать, что мы способны обеспечить круглогодичную навигацию для якорного груза — сжиженного природного газа. А там, уверен, и сырая нефть придет, и другие грузы.
Спор о Крайнем Севере
Ток-шоу «Мы и наука. Наука и мы» выходит в ночном эфире телеканала «НТВ» несколько лет. В 2019 году стартовала работа над восьмым сезоном — 10 передачами. Каждый выпуск посвящен тому, как будет развиваться наука в ближайшее десятилетие в той или иной области.
«Мы выбираем самые острые темы, которые обсуждаются в научном мире и будут интересны аудитории. Наш формат — это баттл. Есть два лагеря, оптимисты и скептики, которые спорят. В финале они голосуют — так мы определяем итоговый ответ. Я очень жду, когда мы сможем приглашать в студию зрителей, чтобы они тоже участвовали в голосовании. Надеюсь, такая возможность появится», — говорит бессменная ведущая ток-шоу Екатерина Шугаева.
Первая передача восьмого сезона вышла в эфир в ночь с 15 на 16 марта. На обсуждении перспектив развития Севера в лагерь оптимистов вошли замгендиректора «Росатома», глава дирекции Севморпути Вячеслав Рукша и руководитель профильного департамента Минприроды Сергей Хрущев. Скептиков представляли директор Института Внешэкономбанка, профессор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Юлия Зворыкина и член-корреспондент РАН, замдиректора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский.
Одна из фишек ток-шоу — использование самых неожиданных наглядных примеров для иллюстрации темы. Так, во время обсуждения перспектив развития Арктики в студии установили огромную ледовую скульптуру с логотипом программы и пригласили гостей — представителей коренных народов Крайнего Севера.
ТЕМЫ ВЫПУСКОВ ВОСЬМОГО СЕЗОНА
Через 10 лет …
- Cевер перестанет быть Крайним
- историю перестанут считать наукой
- появится таблетка для похудения
- ученые клонируют человека
- наука победит боль
- гаджеты лишат людей секса
- мы перестанем страдать от депрессии
- автокатастроф не будет
- наука победит инсульт
- авторское право отменят