«Росатом» открыл эпоху карбона
В середине мая состоялось торжественное открытие завода «Алабуга-волокно», который по заказу «Росатома» построила холдинговая компания «Композит». Для отечественной промышленности это знаковое событие и важный шаг в реализации государственной программы импортозамещения. Какие задачи позволит решить производство углеволокна и какие перспективы открываются для госкорпорации, узнала «СР».
Новый завод расположен на территории Татарстана, в особой экономической зоне «Алабуга» — одной из самых успешных инвестиционных площадок в России, действующей уже около 10 лет. ОЭЗ предоставляет инвесторам полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуру, а также ряд налоговых и таможенных льгот.
По словам первого заместителя гендиректора «Росатома» Александра Локшина, строя завод в «Алабуге», госкорпорация преследовала две стратегические цели: создать полноценный рынок углеволокна в России и наладить экспорт этой продукции. Для госкорпорации углеволокно — тема хорошо знакомая, ряд предприятий «Росатома», в частности «Химпроминжиниринг» и его «дочки», занимается переработкой углеродного волокна. Ими управляет холдинг «Композит», созданный в 2009 году для формирования рынка композиционных материалов в России. Однако заводов, способных представить мировому потребителю конкурентоспособную по качеству и цене продукцию, в России до сих пор не было.
«Новое предприятие позволит в четыре раза увеличить производство композитных материалов, а это означает снижение себестоимости сырья и расширение возможностей применения. Именно поэтому мы считаем, что «Алабуга-волокно» поможет избавиться от импортозависимости», — говорит Александр Локшин. До недавних пор мощность отечественного производства углеволокна составляла всего лишь 500 т в год, что не покрывало потребностей российской промышленности. Завод в Татарстане будет выпускать более 1,7 тыс. т продукции ежегодно, что полностью насытит внутренний рынок.
Надо отметить, что материалы, в основе которых лежат углеродные волокна, обладают уникальными свойствами. При сравнительно небольшом весе они в 10 раз превосходят по прочности металлы. Этим объясняется неуклонный рост спроса на композиты в автомобиле-, судо- и самолетостроении: рынок прибавляет 10 – 15 % ежегодно. Сегодня в мире выпускается порядка 60 тыс. т углеродного волокна в год, к 2020 году будет достигнута планка в 150 тыс. т, в первую очередь за счет развития автомобилестроения и ветроэнергетики.
Для машин и самолетов
Церемонию перерезания красной ленточки слегка изменили: разрезали углеродную нить на готовой к отправке бобине. Этот момент можно считать началом эпохи карбона в России. Сам завод заложили в 2012 году, технический запуск состоялся осенью 2014-го, потом шла отладка. Стоимость первой очереди составила 3,3 млрд рублей, из которых 1,3 млрд внес «Росатом», остальное поступило по федеральной целевой программе.
Производство представляет собой единую технологическую линию длиной 250 м и шириной 3 м, на которой исходное сырье, ПАН-волокно, подвергается окислению, высокотемпературной и поверхностной обработке, аппретированию и превращается в углеродное волокно. Сырье поступает на транспортирующие вальцы с подающего устройства, шпулярника, на котором одновременно можно установить 400 бобин весом до 300 кг. Это единственное ограничение, которое определяет мощность производства.
Линию обслуживают всего 11 человек, работают в две смены по 12 часов. Сейчас стартует производство углеродного волокна Umatex UMT42–12К — именно этот класс продукции применяется в авиа-, автомобиле- и судостроении, а также в ветроэнергетике.
До конца года будет налажен выпуск еще одной марки — Umatex UMT42–24К, для прочих промышленных нужд. В атомной энергетике композиты будут использоваться в качестве армирующего материала при строительстве АЭС, на производстве и монтаже бетонных конструкций, композитные трубы найдут применение в градирнях. Гендиректор «Композита» Леонид Меламед уточняет: «Что касается армирования карбоном, это десятки различных объектов — мосты, стены зданий и т. д. В атомной энергетике первое внедрение композитов по бетонам будет на ЛАЭС-2».
Длинные контракты
Пока завод работает в тестовом режиме: делает опытные партии и отправляет образцы продукции потенциальным потребителям. От них уже поступают положительные отзывы. Леонид Меламед уверен, что в этом году будут заключены десятки контрактов с покупателями во многих странах.
В планы «Росатома» входит строительство второй очереди завода с четырьмя производственными линиями, что к 2020 году позволит увеличить ежегодную производительность до 10 тыс. т и занять 7 % мирового рынка углеродного волокна. «Но чтобы начать строительство, надо иметь длинные контракты, — поясняет Леонид Меламед. — Мы надеемся до конца года подписать трехлетние контракты и обсудить с инвесторами возможности вложений. Если смотреть объективно, 2016 год станет, наверное, годом принятия решений и проектирования, а 2017‑й — годом начала строительства». Сейчас идут переговоры с крупнейшим дистрибьютором карбонового волокна в Китае. «Это не конечный потребитель, а посредник, но мы решили, что таким образом мы проложим самый быстрый путь на китайский рынок», — отметил Леонид Меламед.
Еще «Росатом» и «Композит» намерены создать производство дешевого ПАН-волокна мирового качества. «Это требует очень дорогой инфраструктуры, — комментирует Леонид Меламед. — И если строить такой завод, то на готовой инфраструктуре крупного химического предприятия».