Топливо для малых АЭС и быстрых реакторов будущего, уникальный комплекс для нефтедобычи, радиофармпрепараты нового поколения… Работы атомщиков, удостоенные государственных, национальных и отраслевых наград, представили 2 февраля на торжественном собрании в преддверии Дня российской науки.

В 2025 году семеро атомщиков избраны академиками РАН, двое — член-корреспондентами, пять коллективов с участием специалистов отрасли удостоены премий Правительства РФ в области науки и техники. С этих фактов начал собрание гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. «Кроме того, в прошлом году наши сотрудники впервые стали лауреатами Национальной премии в области будущих технологий «Вызов», — продолжил он. — Такое неакадемическое признание тоже немаловажно для популяризации наших технологий, в том числе среди молодых людей».

Ежегодно в научный блок приходят порядка 1 тыс. молодых специалистов, их в дивизионе уже больше 30 %. Алексей Лихачев отметил роль филиала МГУ в Сарове и сетевой магистратуры уральских вузов «Новый Снежинск» в подготовке ученых для «Росатома» и добавил, что «Новый Снежинск» вошел в нацпроект «Кадры». «Это дает нам дополнительное финансирование до 1 млрд рублей. Средства будут направлены на открытие пяти лабораторий: наноэлектроники, фотоники, материаловедения, лазерных технологий и систем навигации с использованием искусственного интеллекта», — перечислил руководитель «Росатома».

На заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию в конце января четыре работы были рекомендованы к присуждению премий Президента в области науки и инноваций для молодых ученых. «В список вошла и работа наших ученых по бета-вольтаическим источникам энергии (преобразующим бета-излучение радиоизотопов в электричество с помощью полупроводников. — «СР») для автономных энергетических систем космического назначения, — сообщил Алексей Лихачев. — Президент еще указ не подписал, но члены совета эту работу единодушно поддержали». И действительно, 4 февраля на пресс-конференции в ТАСС помощник президента Андрей Фурсенко назвал в числе лауреатов разработчиков «ядерной батарейки» — ученого топливного дивизиона Александра Аникина и специалиста «Фарматома» Павла Мосеева.

Среди научных направлений, которые должны обеспечить России лидерство в атомных и смежных технологиях, Алексей Лихачев назвал энергосистемы четвертого поколения, термояд, жидкосолевые установки — дожигатели минорных актинидов, синтез новых сверхтяжелых элементов, радиохимию, кванты и водородную энергетику.

В основной части торжественного собрания ученые «Росатома» презентовали разработки, которые удостоились престижных премий.

Загрузка топлива в реактор ПАТЭС. Разработчик топлива — Институт Бочвара

Создание технологии промышленного производства нитридного ядерного топлива.

Научный комитет присудил премии специалистам топливного дивизиона в номинации «Инженерное решение». Начав в 2009 году с экспериментов в лаборатории, коллектив пришел к созданию полноценного производства инновационного топлива на Сибирском химкомбинате.

Изготовлено и испытано более 1,6 тыс. тепловыделяющих сборок. «Мы получили все экспериментальные данные, необходимые для первой загрузки нитридного топлива в реактор БРЕСТ-ОД 300. И приближаемся к обоснованию рефабрикации, что позволит перейти к масштабированию технологий для будущих промышленных энергокомплексов четвертого поколения», — подчеркнул Михаил Скупов, заместитель гендиректора Института Бочвара.

Разработка и внедрение проекта атомной электростанции большой мощности «АЭС 2006».

Коллектив сотрудников «Атомэнергопроекта», «Гидропресса», «Росэнергоатома» и Курчатовского института получил премию за первый в мире реализованный проект поколения III+. По сравнению с предшественниками у блоков АЭС 2006 с реакторной установкой ВВЭР 1200 электрическая мощность повышена на 20 %, срок службы основного оборудования увеличен до 50 лет с возможностью продления до 60 и более. Такие блоки строят в России, Бангладеш, Венгрии и Египте.

«Проект послужил основой для дальнейшего развития атомной энергетики, — отметил Андрей Кучумов, первый заместитель гендиректора «Атомэнергопроекта». — Новый базовый проект энергоблока повышенной мощности учел все лучшие решения АЭС 2006. Мы планируем реализовывать его в России и предлагать заказчикам за рубежом. Рабочее название — «АЭС 2025″».

Нововоронежская АЭС-2 стала первой в мире АЭС с блоками поколения III+ по проекту «АЭС-2006»

Разработка и внедрение в серийное производство твэлов для активных зон транспортных реакторов, плавучих энергоблоков и атомных станций малой мощности (АСММ).

Эту работу ученые Института Бочвара вели более 30 лет. На их топливе работают все российские транспортные реакторы и единственная в мире плавучая АЭС «Академик Ломоносов».

Разработки найдут применение в новых проектах энергоснабжения удаленных арктических территорий. «Сейчас мы разрабатываем твэлы для АСММ на базе реактора «Шельф‑М» и атомной термоэлектрической станции теплоснабжения «Елена‑АМ»», — сообщил Геннадий Кулаков, директор научно-исследовательского твэльно-топливного отделения Института Бочвара.

Разработка и внедрение наукоемких химических и радиохимических технологий, а также высокоинформативных средств технологического и экологического контроля опасных производств на основе оригинальных методов разделения, концентрирования и выделения веществ.

Ученые РАН, «Росатома» и вузов предложили ряд технологий для атомных предприятий. Одна из наиболее значимых — сорбционная технология выделения цезия 137 из растворов переработки ядерного топлива для «Маяка». Другая важная разработка — хроматографический метод разделения близких по свойствам изотопов редкоземельных и трансплутониевых элементов. Его применяют для получения весового количества высокочистых изотопов таких элементов, как америций, кюрий, прометий, самарий и др.

«В 2025 году мы подключились к программе Международного агентства по атомной энергии по контролю процесса постепенного сброса очищенной воды с АЭС «Фукусима 1». Участвуем в сборе и анализе проб очищенной воды и морской воды после сбросов. К счастью, никаких следов опасных радионуклидов не обнаружено, все нормально», — прокомментировал Степан Калмыков, вице-президент РАН, научный руководитель по радиохимии Радиевого института им. Хлопина.

Разработка нитридного топлива в Институте Бочвара

Аппаратурно-методический комплекс импульсного нейтронного гамма-спектрометрического каротажа для элементного анализа нефтегазовых месторождений.

Система, аналогов которой в России нет, позволяет в онлайн-режиме получать информацию о химическом составе горных пород и обнаруживать даже минимальные залежи нефти, газа и редкоземельных металлов. В разработке используется самый быстрый в мире сцинтилляционный детектор и нейтронный генератор с рекордными характеристиками. Еще одно преимущество — абсолютная экологическая безопасность: в комплексе нет химических источников нейтронов.

«Мы выпускаем системы двух типоразмеров: для вертикальных и горизонтальных скважин, — рассказал Владимир Зверев, руководитель проекта во Всероссийском НИИ автоматики им. Духова. — Есть встроенный модуль для определения урана, тория и калия. Мы уже поставили более полутора десятков комплексов на предприятия нефтегазовой отрасли».

Разработка и демонстрация ключевых технологических решений по жидкосолевому реактору для трансмутации долгоживущих актинидов.

Работу над техпроектом исследовательского жидкосолевого реактора планируется завершить к 2027 году. Ключевые конструктивные и инженерные решения найдены. Готовы схемы основного оборудования, включая реакторную установку с активной зоной полостного типа, циркуляционные насосы, теплообменники и систему пассивного слива соли. На Горно-химическом комбинате экспериментально проверены и отработаны основные операции получения компонентов топливной соли.

«Я занимаюсь нейтронно-физическими расчетами, — представился Дмитрий Клименко, инженер отдела физических исследований новых реакторных технологий Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Доллежаля. — Есть весьма специфические задачи, например моделирование топливных кампаний с учетом непрерывной очистки и подпитки топливной соли. Благодаря их решению были разработаны технологические процессы получения компонентов топлива и соли».

Создание производства короткоживущих альфа-эмиттеров медицинского назначения.

Полный цикл производства актиния 225 и радия 223 организован в Димитровграде. Их считают будущим онкотерапии — препараты на основе этих изотопов целенаправленно уничтожают метастазы, устойчивые к традиционному лечению. Начаты тестовые поставки тория 228, ведутся эксперименты с радием 224.

«Производство работает в штатном режиме, отгружает радий и актиний каждые две недели. Первые изотопы мы поставляли в онкологический центр в Димитровграде, сейчас — по всей России, а также за рубеж», — рассказала Ирина Буткалюк, старший научный сотрудник отделения радионуклидных источников и препаратов научного института «Росатома» в Димитровграде.

Разработка новых эластомерных композиционных материалов со специальными свойствами.

Ученые химико-технологического кластера компании «Росатом Наука» разработали линейку эластомеров для систем тепловой, механической и специальной защиты авиакосмической техники. Эластомеры внедрены в производство и уже поставляются ответственным потребителям.

В рамках исследовательского проекта ученые работают над новым материалом для нефтегазовой отрасли. «К эластомерным материалам для винтовых забойных двигателей предъявляют жесткие требования по теплостойкости и стойкости к воздействию агрессивных средств, деформационно-прочностным характеристикам. Он должен растягиваться в пять раз и сохранять прочность, — пояснил Егор Данилов, начальник управления функциональных материалов химико-технологического кластера научного дивизиона «Росатома». — С учетом наших наработок, думаю, эта задача нам по силам».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: