Период накопления: заработала первая отечественная гигафабрика

В Немане Калининградской области 15 декабря запустили первое в стране производство литийионных аккумуляторных батарей — в России появилось одно из ключевых звеньев цепочки создания отечественных электромобилей.

По ячейке в секунду

Гигафабрика — предприятие полного цикла. Там будут производить катодные и анодные смеси, изготавливать электродные ленты, нанося эти смеси на фольгу, затем нарезать электродные ленты и вырубать из них электроды определенной формы, укладывать электроды и электролиты в полимерные ячейки-паучи (от англ. pouch — «сумка», «мешок») в виде тонких плиток, собирать из них модули и, наконец, собирать литийионные батареи, оснащая их системами термостатирования, контроля и проч.

Около 90 % процессов выполняются автоматически, что позволит выпускать одну ячейку в секунду.

Автоматическая загрузка коммутационного блока на линии сборки модулей
История создания

Площадку для гигафабрики специалисты топливного дивизиона «Росатома» выбирали из 30 вариантов, калининградская стала самой привлекательной благодаря льготным условиям ведения бизнеса. Соглашение о строительстве подписали в сентябре 2021 года, строительные работы начались в октябре 2022-го, монтаж инженерных сетей — летом этого года, производственных линий — осенью.

Автоматическая инспекция обрезки токовыводов на линии сборки модулей

Пока предприятие работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации. На этом этапе будут отлаживать технологические системы и производственные линии. Планируется, что в промышленную эксплуатацию гигафабрику сдадут в 2026 году.

Вторую такую гигафабрику топливный дивизион «Росатома» строит в Москве.

Автоматическое нанесение теплопроводящей пасты на линии сборки батарей
Значение для страны

«Запуск Калининградской гигафабрики — это промышленный прорыв для России и громный вклад в фунда-=мент национального технологического суверенитета. Накопители энергии — сквозная технология в портфеле новых неядерных бизнесов «Росатома», которая позволяет формировать целые производственные цепочки и продуктовые экосистемы,— сказал на открытии гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.— Это и цепочка производства литиевой продукции от добычи природного сырья до утилизации отработавших батарей, и промышленная кооперация по новому бизнес-направлению «Электромобильность».

Оператор автоматических линий Наталья Шрамко устанавливает жгут управления батареей на линии сборки батарей

Появление первого крупного отечественного производителя накопителей сделает производство российских электромобилей более устойчивым благодаря отсутствию рисков, существующих при импортировании (проблемы с платежами, задержки поставок, получение некачественных изделий и проч.). Кроме того, на отечественном производстве можно самим улучшать технологии, внедрять инновации. Например, пробовать новые катодные и анодные материалы и электролиты, разработанные российскими учеными и инженерами.

Автоматическая установка модулей в батарею на линии сборки батарей
23,6 га

площадь гигафабрики

2,5 км

протяженность технологических линий

3 тыс.

единиц оборудования

4 ГВт·ч в год

производительность гигафабрики (эквивалентно производству 50 тыс. тяговых батарей для электромобилей)

Плюсы для региона

Проект — самый масштабный в регионе за последние 10 лет. «Сегодняшнее событие можно уверенно назвать судьбоносным для Неманского района и других восточных муниципалитетов, которые становятся территориями промышленного развития»,— заявил губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных. Область и топливный дивизион сотрудничают в улучшении условий жизни в регионе — например, построили в Немане пять жилых домов на 150 квартир для сотрудников предприятия, два дома уже сданы. На гигафабрике работают 334 специалиста, с выходом на полную мощность их число вырастет в три с половиной раза.

Автоматическая загрузка ячеек в линию сборки модулей

В регионе «Росатом» и правительство области содействуют развитию электромобильности. Появляются новые электрозарядные станции. Три из них совокупной мощностью 180 кВт открыли в Зеленоградске в день запуска гигафабрики. На них могут заряжаться шесть электромобилей одновременно. Особенность станций — накопители производства «Росатома», которые вдвое увеличили доступную мощность: каждый пистолет может выдавать до 60 кВт. «Калининградская область благодаря «Росатому» получает отличный шанс на лидерство в этой высокотехнологичной отрасли»,— отметил Алексей Беспрозванных.

Инженер-технолог Денис Коростелев на установке верхней крышки батареи на линии сборки батарей
Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: