Период накопления: заработала первая отечественная гигафабрика
В Немане Калининградской области 15 декабря запустили первое в стране производство литийионных аккумуляторных батарей — в России появилось одно из ключевых звеньев цепочки создания отечественных электромобилей.
По ячейке в секунду
Гигафабрика — предприятие полного цикла. Там будут производить катодные и анодные смеси, изготавливать электродные ленты, нанося эти смеси на фольгу, затем нарезать электродные ленты и вырубать из них электроды определенной формы, укладывать электроды и электролиты в полимерные ячейки-паучи (от англ. pouch — «сумка», «мешок») в виде тонких плиток, собирать из них модули и, наконец, собирать литийионные батареи, оснащая их системами термостатирования, контроля и проч.
Около 90 % процессов выполняются автоматически, что позволит выпускать одну ячейку в секунду.

История создания
Площадку для гигафабрики специалисты топливного дивизиона «Росатома» выбирали из 30 вариантов, калининградская стала самой привлекательной благодаря льготным условиям ведения бизнеса. Соглашение о строительстве подписали в сентябре 2021 года, строительные работы начались в октябре 2022-го, монтаж инженерных сетей — летом этого года, производственных линий — осенью.

Пока предприятие работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации. На этом этапе будут отлаживать технологические системы и производственные линии. Планируется, что в промышленную эксплуатацию гигафабрику сдадут в 2026 году.
Вторую такую гигафабрику топливный дивизион «Росатома» строит в Москве.

Значение для страны
«Запуск Калининградской гигафабрики — это промышленный прорыв для России и громный вклад в фунда-=мент национального технологического суверенитета. Накопители энергии — сквозная технология в портфеле новых неядерных бизнесов «Росатома», которая позволяет формировать целые производственные цепочки и продуктовые экосистемы,— сказал на открытии гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.— Это и цепочка производства литиевой продукции от добычи природного сырья до утилизации отработавших батарей, и промышленная кооперация по новому бизнес-направлению «Электромобильность».

Появление первого крупного отечественного производителя накопителей сделает производство российских электромобилей более устойчивым благодаря отсутствию рисков, существующих при импортировании (проблемы с платежами, задержки поставок, получение некачественных изделий и проч.). Кроме того, на отечественном производстве можно самим улучшать технологии, внедрять инновации. Например, пробовать новые катодные и анодные материалы и электролиты, разработанные российскими учеными и инженерами.

23,6 га
площадь гигафабрики
2,5 км
протяженность технологических линий
3 тыс.
единиц оборудования
4 ГВт·ч в год
производительность гигафабрики (эквивалентно производству 50 тыс. тяговых батарей для электромобилей)
Плюсы для региона
Проект — самый масштабный в регионе за последние 10 лет. «Сегодняшнее событие можно уверенно назвать судьбоносным для Неманского района и других восточных муниципалитетов, которые становятся территориями промышленного развития»,— заявил губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных. Область и топливный дивизион сотрудничают в улучшении условий жизни в регионе — например, построили в Немане пять жилых домов на 150 квартир для сотрудников предприятия, два дома уже сданы. На гигафабрике работают 334 специалиста, с выходом на полную мощность их число вырастет в три с половиной раза.

В регионе «Росатом» и правительство области содействуют развитию электромобильности. Появляются новые электрозарядные станции. Три из них совокупной мощностью 180 кВт открыли в Зеленоградске в день запуска гигафабрики. На них могут заряжаться шесть электромобилей одновременно. Особенность станций — накопители производства «Росатома», которые вдвое увеличили доступную мощность: каждый пистолет может выдавать до 60 кВт. «Калининградская область благодаря «Росатому» получает отличный шанс на лидерство в этой высокотехнологичной отрасли»,— отметил Алексей Беспрозванных.
