Бизнес-трек для памп-трека
Экологический акселератор «Росатома» помог челябинскому предпринимателю Дмитрию Закарлюкину запустить бизнес по переработке фольгированной упаковки в материал для памп-треков. Первый испытали в Озерске, скоро трассы для велоэкстремалов появятся и в других атомных городах.
Этот вредный полезный «пирог»
В зеленый бизнес Дмитрий Закарлюкин, теперь руководитель Челябинской региональной общественной организации развития экологической культуры «Сделаем», пришел случайно: друг пригласил в волонтерскую программу раздельного сбора мусора. «Сначала собирал, потом финансировал, — вспоминает предприниматель. — Начал разбираться, как устроена система, и понял: если заниматься переработкой по-настоящему, погрузиться в проблему надо полностью».
Дмитрий Закарлюкин продал свой рекламный бизнес и начал новый, на стыке экологии и технологии: перерабатывать то, с чем конкуренты пока не справляются. За 13 лет деятельности в области обращения с отходами многого удалось добиться. Одной из невзятых высот долго оставалась фольгированная многослойная упаковка.
«Как и любая высокотехнологичная индустрия, производство упаковки постоянно развивается. Индустрия переработки, как правило, за ним не поспевает, — говорит Дмитрий Закарлюкин. — Производители в погоне за экономией утончают пластик, а чтобы упаковка сохраняла нужные физические и химические свойства, ее делают многослойной. Так, полиэтилентерефталаты повышают температуру плавления, оставляя весь «пирог» упаковки достаточно тонким и легким».
Один из самых сложных в переработке тонкослойных компонентов упаковки — алюминиевая фольга. Ее часто применяют в пакетиках для чипсов и влажного кошачьего корма, в обертках конфет. «Обычным способом переработать в гранулы для повторного использования фольгу невозможно: расплавленный алюминий забивает сопло экструдера, — объясняет Дмитрий Закарлюкин. — А объем сырья колоссальный: в среднем один человек выбрасывает примерно килограмм такой упаковки еженедельно».
Измельчай и властвуй
Размышляя о способах применения сырья, Дмитрий Закарлюкин пришел к идее велодорожек. «Было опасение, что покрытие из переработанной многослойной упаковки получится скользким. Проверили — ничего подобного: сцепление с резиной втрое лучше по сравнению с бетоном», — рассказывает предприниматель.
Но велодорожка — элемент транспортной инфраструктуры, ее по российскому законодательству необходимо сертифицировать и лицензировать. Поэтому во второй сезон экологического акселератора «Росатома» Дмитрий Закарлюкин с командой подал другой проект — ReTrack. Это изготовление не транспортных, а рекреационных объектов — изогнутых или закольцованных трасс для прыжков на велосипедах.
В основе технологии два процесса: измельчение и плавление. Экологический акселератор в числе других проектов поддержал ReTrack суммой в полмиллиона рублей. На эти деньги купили оборудование и построили в Озерске 100‑метровый памп-трек.

3D-принтер поможет
«Памп-треки востребованы. Их строят в парках и на площадках для велоэкстремалов, — говорит Дмитрий Закарлюкин. — Мы хотим поставлять их в атомные города, в первую очередь закрытые. Для ЗАТО характерна замкнутая коммунальная инфраструктура, в том числе в обращении с отходами. А сырья, как показывает наш опыт, достаточно. Полтонны отходов для пилотного трека собирали год — но только потому, что этим занимались исключительно школьники-волонтеры в рамках экологических акций. А ведь есть полигоны отходов, да и у производителей упаковки образуются некондиционные материалы, которые нам пригодятся».
Весной памп-трек в Озерске установят уже капитально — на Набережной улице близ рынка. Заинтересованность в памп-треках проявляют администрации Снежинска, Трехгорного, Южноуральска. «В Челябинске мы испытываем настил для народных троп — стихийно протоптанных горожанами дорожек, — рассказывает Дмитрий Закарлюкин. — Это отличная возможность проверить выносливость пластика, ведь в нашем бизнес-проекте именно долговечность выступает ключевым параметром изделия».
Технология продолжает совершенствоваться. Средний памп-трек состоит примерно из полусотни модулей. Модули, в свою очередь, — из ламелей, тонких изогнутых пластин, обеспечивающих гибкость, прочность и твердость рабочего покрытия. Сейчас соединения ламелей позволяют передвигаться по памп-треку на самокатах и BMX (велосипеды для трюков), но скейтеры, к примеру, чувствуют стыки.
«Мы хотим печатать комплектующие на широкоформатном 3D-принтере — они получатся практически бесшовными, да и по себестоимости, по нашим расчетам, втрое дешевле. Кроме того, довольно высок спрос на малые архитектурные формы для городского благоустройства, а 3D-принтер печатает компоненты практически любой конфигурации, — рассказывает Дмитрий Закарлюкин. — Принтер нам предстоит сделать самим. Загвоздка в том, что на рынке пока нет печатающих головок для такого рабочего вещества. У нас в команде есть инженер с опытом 3D-печати. Готовы чертежи, есть понимание сметы. Но, конечно, потребуются инвестиции. Фактически мы сейчас работаем над изобретением».
1–1,2 млн ₽
стоит памп-трек из многослойной фольгированной упаковки под ключ