«Наши станции работают и в палящий зной, и в лютый мороз»

К 2030 году каждый четвертый проданный в мире автомобиль будет электрическим, прогнозируют эксперты. Россия следует глобальному тренду, хоть и с отставанием. Развитие отрасли требует создания широкой, надежной и быстрой зарядной инфраструктуры. «Росатом» активно включился в процесс. Особая роль в этом новом бизнесе у дочерней компании «Росэнергоатома» «Росатом Сеть зарядных станций» (РСЗС).

Тренд завтрашнего дня

Деятельность компании охватывает три ключевых направления: развитие зарядной инфраструктуры, полное сопровождение станций от строительства до клиентского обслуживания и создание цифровой платформы для обеспечения качественного сервиса.

«Сегодня закладывается будущая архитектура российского рынка электромобилей. Мы сознательно выбрали стратегию развития зарядной инфраструктуры впереди спроса. Это не просто реакция на текущие тренды, а активное формирование рынка завтрашнего дня. Создание инфраструктуры служит катализатором для ускоренного перехода России на электротранспорт. Тем самым мы способствуем декарбонизации транспортного сектора и формированию устойчивой экосистемы», — отмечает гендиректор РСЗС Валерий Маркелов.

На сегодняшний день компания занимает около 10 % российского рынка быстрой зарядной инфраструктуры (электрозарядные станции (ЭЗС) мощностью от 60 кВт). С начала года на ее станциях совершено более 150 тыс. сессий (зарядок) и отпущено более 4,5 млн кВт·ч электро­энергии.

Национальные особенности

«Все зарядные станции — и китайские, и европейские, и наши — свою главную задачу по зарядке электротранспорта выполняют примерно одинаково. Ключевое преимущество, которое ставит отечественные станции выше любого импорта, — это их полная адаптация к российским реалиям, — отмечает сооснователь компании «Парус электро» Владимир Хлебников. — Взять хотя бы наш уникальный климат: Россия — страна с огромным разнообразием климатических зон. Наши станции уже сегодня успешно работают и в палящий зной, и в лютый мороз от Калининграда до Сахалина».

Станции РСЗС оснащены системой интеллектуального распределения мощности, автоматически определяющей приоритеты зарядки в зависимости от уровня заряда подключенных электромобилей. Ключевым преимуществом сети является использование оборудования с модульной конструкцией, которая позволяет оперативно заменять вышедшие из строя компоненты без демонтажа всей станции. Это значительно сокращает время обслуживания и повышает общую надежность инфраструктуры.

Ориентир для автовладельцев

Доступность сети зарядных станций напрямую влияет на уверенность водителей. Когда они знают, что в любой момент смогут подзарядить автомобиль, это стимулирует спрос на электротранспорт.

Для бизнеса развитая сеть ЭЗС создает стабильные условия для инвестиций в электромобилизацию. Компании видят, что инфраструктура активно развивается, а значит, можно уверенно планировать долгосрочные проекты и расширение сервисов. Таким образом, зарядные станции становятся не просто точками для подзарядки, а фундаментом полноценной экосистемы электротранспорта.

Статистика подтверждает эту связь. В регионах присутствия зарядной инфраструктуры «Росатома» за последний год количество электромобилей выросло на 59 тыс., это прирост на 69 %.

Наибольшая динамика наблюдается в Москве, где зарегистрировано 32 тыс. новых электромобилей, а также в Московской области и Санкт-Петербурге. Создание зарядной сети в регионах решает сразу несколько важных задач: люди получают больше возможностей для передвижения и путешествий, города становятся комфортнее и экологичнее за счет сокращения выбросов и шума. Это полностью соответствует курсу на устойчивое развитие и энергонезависимость страны.

Углеродный след

Полноценный переход на экологичный транспорт требует комплексного подхода. Чтобы электромобиль действительно считался низкоуглеродным, важен не только он сам, но и источник энергии, используемый для его зарядки.

Если электричество производится на электростанциях, работающих на ископаемом топливе, то общий углеродный след такого транспорта остается высоким, что значительно снижает экологический эффект от его использования. Подтвердить экологическое происхождение электроэнергии позволяют специальные сертификаты. Они служат гарантией того, что определенный объем энергии был произведен с минимальным воздействием на климат. Все зарядные станции, входящие в РСЗС, обеспечиваются электроэнергией, имеющей такое подтверждение.

В октябре 2024 года компания РСЗС (на тот момент носившая название «Атом­энерго») заключила договор с «Росэнергоатомом» не только на поставку электроэнергии, но и на получение зеленых сертификатов «Чистая энергия «Росатома», что делает использование ее инфраструктуры действительно экологичным выбором. Ключевой момент — это не прямое физическое подключение, а документально подтвержденное происхождение электроэнергии.

РСЗС закупает электро­энергию на розничном рынке, но ее зеленый статус и низкоуглеродность обеспечиваются за счет приобретения специальных сертификатов у «Росэнергоатома».

В планах компании дальнейшее развитие сети мощных зарядных станций (150 кВт и выше), что соответствует растущим потребностям пользователей современных электромобилей. Наличие всех необходимых ресурсов позволяет осуществлять масштабное развертывание инфраструктуры, доказавшей свою эффективность в реальной эксплуатации. По планам к 2030 году зарядная сеть «Росатома» расширится до 11,2 тыс. зарядных станций в 53 регионах России. Ключевую роль на первых этапах здесь играет государственная поддержка.

«Росатом» развивает сеть зарядных комплексов — самый востребованный формат у такси и каршеринга. Это группы станций, которые заряжают несколько электромобилей одновременно за 30–60 минут и гарантируют доступность зарядки в нужном месте. В 2024 году в Калининграде запустили два таких комплекса на 15 станций общей мощностью свыше 2 МВт.

Александр Хвалько
Заместитель гендиректора концерна «Росэнергоатом» — директор по сбыту

— Зеленые сертификаты — реальный механизм, который гарантирует: каждый киловатт / час, потребленный электромобилем на нашей ЭЗС, был произведен на низкоуглеродной атомной генерации. Мы документально и прозрачно связываем зарядку автомобиля с чистым источником энергии. С октября 2024 года мы обеспечили таким образом уже более 4 млн кВт·ч электроэнергии, выработанной на Ленинградской АЭС. По данным «Росэнергоатома», углеродный след атомной генерации составляет в среднем всего 5,1 г CO-экв./кВт·ч. Это почти в 20 раз ниже норматива Евросоюза и даже меньше, чем у солнечных и ветровых электростанций с учетом их полного жизненного цикла. Таким образом, хотя физически электроэнергия в сети из разных источников, благодаря зеленым сертификатам мы гарантируем, что ее экологический атрибут (атомное происхождение) принадлежит именно нашим клиентам. Это современный мировой подход, который позволяет сделать осознанный выбор в пользу чистой энергии, обеспечивая при этом надежность и независимость от погодных условий.

Электрозарядная сеть

Инвестор, компания «ТВЭЛ» (топливный дивизион «Росатома»), действует в рамках соглашения с правительством региона. В планах «Росатома» до конца 2025 года открыть в Калининградской области зарядный комплекс для электромобилей с применением электрозарядных станций с накопителями энергии.

Крупнейшая в России сеть быстрых электрозарядных станций (104 площадки) создана в Москве. Летом 2025 года зафиксировано более 42 тыс. зарядных сессий — в четыре раза больше, чем годом ранее. Станции РСЗС стабильно входят в пятерку самых популярных в столице.

Информация к размышлению

На 1 июля 2025 года на территории России зарегистрировано 138,5 тыс. электромобилей и гибридов. Это в пять раз больше показателя 2021 года. Лидерами по количеству электромобилей и гибридов в июле стали Москва (30 %) и Московская область (8 %). На третьем месте — Краснодарский край и Санкт­Петербург, по 6 %. На четвертом — Приморский край (4 %). Пятерку лидеров замыкают Иркутская и Калининградская области, по 3 %.

Число ЭЗС к июлю 2025 года выросло до 7,2 тыс. против 200 в 2018‑м. Из них 3,9 тыс. относятся к быстрым станциям для зарядки, 3,2 тыс. — к медленным. На одну быструю станцию в среднем приходится 35 электромобилей и гибридов. При этом 59 % владельцев авто пользуются индивидуальными станциями и заряжаются от розетки.

Согласно концепции развития электротранспорта, к 2030 году парк электрокаров должен достичь 145 тыс. единиц. Правительство выделило 5,7 млрд рублей на развитие зарядной инфраструктуры, в стране построят еще 2 тыс. станций до 2027 года.

Сегодня доля электромобилей в России составляет 1,1 % от общих продаж, в Китае — уже 35 %, в Европе — 23 %.

По данным аналитического центра «Автостат»


258

ЭЗС насчитывает сеть «Росатома»

243

из них принадлежат компании «РСЗС»


Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: