«День безопасности атомной энергетики и промышленности» проходит восьмой год подряд. Собравшиеся на форум-диалог топ-менеджеры, директора предприятий и главы профильных подразделений обсудили лучшие практики для достижения нулевого смертельного травматизма, а также отраслевое «Видение безопасности — ​2030». Атомная отрасль впервые проработала без гибели людей на производстве 557 дней. К сожалению, в августе этот рекордный марафон безопасности прервался.

В начале прошедшего 20 октября мероприятия аудиторию попросили оценить по семибалльной шкале, как в отрасли за год изменилась ситуация с безопасностью (один — ​«сильно сдали», семь — ​«заметно продвинулись вперед»). Средний балл немного перевалил за пять — ​прогресс есть, но небольшой.

Соответствовал этой оценке и доклад генерального инспектора «Росатома» Сергея Адамчика. С промышленной безопасностью, отметил он, дело обстоит неплохо: на опасных производственных объектах (сейчас их в отрасли 1008) аварий удалось избежать, а частота инцидентов с 2008 года сократилась вчетверо. Коэффициент частоты травм с временной потерей трудоспособности в госкорпорации в прошлом году оказался вдвое меньше, чем в «Россетях», и в 13,5 раза меньше по сравнению с «Роснефтью».

Историческим минимумом ознаменовался прошлый год и в статистике смертельных травм. Возможен ли нулевой смертельный травматизм в принципе? Таким был еще один опрос, предложенный аудитории. Из четырех вариантов ответа два относились к отрицательным: «нет» и «люди есть люди». Так вот, если в прошлом году вместе они собрали 36,6 % голосов, то в этом — 18 %.

Но в реальности на основной целевой показатель «Видения‑2030» в вопросах безопасности выйти пока не получается. 13 августа на подземном руднике № 1 Приаргунского производственного горно­-химического объединения погиб мастер шахтопроходческого управления. Причина, как часто бывает в таких случаях, — ​цепочка маловероятных событий на фоне халатности. Как рассказал глава горнорудного дивизиона Владимир Верховцев, двое сварщиков незадолго до трагедии меняли в подземной выработке трубу. Вырезанный из магистрали кусок не убрали — ​просто бросили вниз, и он оказался на шлангах, куда подается сжатый воздух. При подаче давления шланг расширился, а обрезок трубы скатился на путь прямо под колеса 10‑тонного электровоза, который, сойдя с рельсов, придавил мастера.

В октябре сотрудник «Атомэнергоремонта» получил несовместимые с жизнью удар и ожог электрическим током на Курской АЭС. Следствие продолжается, но, по словам гендиректора «Росэнергоатома» Александра Шутикова, сотрудник подрядной организации самостоятельно расширил зону своего допуска при производстве работ.

В октябре в филиале компании «АЭМ-технологии», на заводе «АЭМ-Спецсталь», погиб, упав в проем кровли цеха, монтажник — ​сотрудник фирмы-субподрядчика (также ведется следствие).

«Мой опыт подсказывает: там, где руководитель уделяет безопасности должное внимание, ситуация положительная, — ​резюмировал Сергей Адамчик. — ​Если руководитель перекладывает ответственность на среднее звено, а тем более на исполнителей, — ​это путь в никуда. Поэтому лидерству руководителей нужно уделить особое внимание».

Заместитель гендиректора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева в своем выступлении сделала акцент на развитии культуры безопасного поведения и ее эволюции от реактивного уровня (когда о безопасности задумываются только после происшествия) к независимому («безопасность — ​осознанный выбор каждого работника») и взаимозависимому («работники сами контролируют и побуждают друг друга к безопасному поведению»). Системно развивать культуру безопасного поведения в отрасли начали шесть лет назад. За это время к работе подключились 62 организации. В 21 пилотной организации разработали дорожные карты, в соответствии с которыми действуют рабочие группы: представители производства, уполномоченные по охране труда и культуре безопасности, сотрудники кадровых служб, подразделений охраны труда, коммуникаций и др.

«Организации, внедрившие культуру безопасного поведения, демонстрируют хорошие результаты: отсутствие смертельных и тяжелых несчастных случаев, снижение травматизма на 47 % и уменьшение числа пострадавших на 68 %. Важно тиражировать этот системный опыт на все производственные предприятия «Росатома», — ​считает Татьяна Терентьева.

Многие пилоты уже вышли на независимый уровень развития культуры безопасного поведения, в ближайшем резерве — ​38 организаций с зависимым уровнем («поведение зависит от контроля и надзора»), где комплексные меры только разворачиваются. Наибольший эффект, по словам Татьяны Терентьевой, достигается при синергии функций, когда складывается команда из производственников, сотрудников служб охраны труда, коммуникаций, кадровых подразделений.

Кроме того, в отрасли проанализировали, как часто и долго сотрудники берут больничный по причинам, не связанным с производственным травматизмом. Оказалось, в среднем 8,49 дня в году. Чаще всего берут больничные в ядерном оружейном комплексе, машиностроительном и топливном дивизионах. Это повод задуматься, все ли там в порядке с диспансеризацией, оздоровительными процедурами, в первую очередь приобщением сотрудников к физкультуре, и спортивными активностями, отметила Татьяна Терентьева.

Кстати, главным ключевым словом по итогам форума-диалога собравшиеся назвали «здоровье». А в облаке тегов из результатов опроса аудитории преобладала, как и раньше, «ответственность». За ней выстроились «системное развитие культуры безопасного поведения» и «человекосбережение».


37 млрд ₽

Расходы «Росатома» на промышленную безопасность в 2024 году


Алексей Лихачев
Гендиректор «Росатома»

— Факторы травматизма остаются прежними: воздействие электрического тока, ожоги, падение предмета на пострадавшего, падение с высоты, воздействие движущихся и разлетающихся предметов. И хотя нам удалось значительно снизить их влияние на травматизм, совсем уйти от них пока не выходит. Основные причины травматизма, как и в прошлые годы, — ​несовершенство технологий, недостатки в организации работ и нарушение требований безопасности, в том числе в применении средств индивидуальной защиты. Устранение этих причин — ​задача каждого руководителя предприятия.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также:
Синхроинфотрон
Закон счастливых совпадений: формулы богини и пляшущие змеи
Главное Технологии
Взорвать море Дирака: как в России создают царь-лазер
Федеральный номер «Страна Росатом» №40 (696)
Скачать
Федеральный номер «Страна Росатом» №40 (696)

Так оценили ситуацию с безопасностью в отрасли на форуме-диалоге — стр. 5

Как создают царь-лазер — стр. 8

Киноистория уранового разведчика, рассказанная им самим — стр. 12

Скачать
Новости
Алексей Лихачев: «Чтобы наращивать зарплаты, мы должны увеличивать доходность»
Главное Новости
Задачи национального масштаба: как прошел День информирования в «Росатоме»
Новости
«Робот-паук» будет проверять сварные швы атомных реакторов
Последние записи
Показать ещё