«Торнадо» против урагана: как показали себя роботы при «многоблочной аварии»

Из-за циклона разрушены опоры линии электропередачи, один из блоков атомной станции обесточен. Два из пяти дизель­генераторов на ремонте, три остальных поочередно выходят из строя. Температура активной зоны реактора растет, загораются электрокабели на эстакаде, и ее опоры рушатся. Таким был сценарий комплексных противоаварийных учений (КПУ), проходивших 23–24 сентября на Ленинградской АЭС.

КПУ со сценариями запроектных аварий на российских АЭС организуют ежегодно — ​поочередно на всех станциях. В этом году бороться с последствиями удара стихии пришлось одновременно на двух площадках с разными реакторами: РБМК‑1000 и ВВЭР‑1200.

Работа нашлась всем спецсредствам из арсенала Аварийно-технического центра «Росатома»

На часах 8:40. В помещении блочного пункта управления (БПУ) ВВЭР‑1200 смена из шести человек. Только что отказал последний штатный дизель­генератор. Дежурные дублируют передачу показаний приборов, по внутренней связи звучат четкие отрывистые команды.

На самом деле все это происходит на полномасштабном тренажере в помещении учебно-тренировочного подразделения Ленинградской АЭС‑2. Но оперативный персонал максимально сосредоточен. Тот самый случай, когда на учениях тяжелее, чем в бою.

Пожарные быстро справились с возгоранием на кабельной эстакаде

Инспектор «Росэнергоатома» занял кресло за спинами дежурных смены, чтобы видеть картинку на всех мониторах. Контролировать действия персонала ему помогают несколько экспертов в отдельном помещении за полупрозрачным стеклом, откуда весь БПУ как на ладони.

Циклон не утихает. На площадке с реакторами РБМК обрушивается кабельная эстакада. По технологической схеме оба энергоблока в этом случае переводят на резервное электропитание. Через проходную на территорию Ленинградской АЭС спешат специалисты группы оказания экстренной помощи атомным станциям «Росэнергоатома» и спасатели нештатных формирований гражданской обороны — ​сотрудники АЭС, прошедшие специальное обучение. Колесно-шагающий мини-манипулятор «Торнадо» выполняет первичную гамма-съемку на месте обрушения эстакады: радиационный фон в норме. Дозиметрист подтверждает, что превышения нет, и спасатели с роботом-разрушителем Brokk начинают разбор завалов. «Стоп!» — ​звучит команда из мобильного пункта управления Аварийно-технического центра «Росатома». Под завалами человек! Его роль играет станционный манекен Миша. Спасатели бережно достают Мишу из-под обломков опор и переносят в скорую.

Эксперты оценивают работу дежурной смены на тренажере блочного пункта управления

Жизнеобеспечение всех пострадавших блоков восстановили с помощью мобильных генераторов. Напряжение подали в течение положенных по инструкции полутора часов. Через три часа после прибытия насосных установок началось аварийное водоохлаждение реакторов.

«Применительно к работе реактора при авариях есть три критические функции безопасности: немедленное заглушение, непрерывное охлаждение активной зоны, удержание продуктов распада в гермообъеме, — ​объяснил заместитель главного инженера по эксплуатации Ленинградской АЭС Вячеслав Разбаш. — ​Мобильное оборудование, которое вы здесь видите, помогает обеспечить все три. Оно появилось после фукусимской аварии, когда цунами вывели из строя электроснабжение и резервные генераторы японской АЭС, отключив системы охлаждения реакторов».

Колесно-шагающий манипулятор «Торнадо» выполняет гамма-разведку аварийного участка

Как отметил директор по специальным перевозкам и аварийной готовности, директор департамента ядерной и радиационной безопасности «Росатома» Сергей Райков, эти КПУ — ​первые, в сценарии которых применяется термин «многоблочная авария». «Раньше мы говорили о крупных авариях. Новый термин вносит в условия ряд нюансов, — ​пояснил он. — ​К примеру, из-за большого числа сотрудников станции эвакуационные мероприятия было решено провести на самой АЭС. Обычно эвакуацией персонала и жителей занимаются администрации городов присутствия».

Первая помощь условному пострадавшему — манекену Мише

Далеко не все оборудование получилось протестировать на учениях. Так, из-за радиоэлектронной борьбы не удалось поднять в воздух дроны-разведчики. В целом же сводный аварийно-спасательный отряд «Росатома» задействовал сотню единиц автомобильной и спасательной техники.

Операторы удаленно управляют тяжелым роботом-разрушителем, разбирающим завалы

«Блоки Ленинградской станции настолько эшелонированы по системам защиты, что для выхода на ситуацию с радиационными последствиями надо нарисовать гипотетический сценарий с отказом примерно десятка элементов оборудования, — ​заявил при подведении итогов заместитель гендиректора «Росэнергоатома», директор по производству и эксплуатации АЭС Андрей Дементьев. — ​В этих КПУ перед нами стояла именно такая задача. Прежде всего мы следим за действиями сотрудников. Они первые, кто реагирует на отказы оборудования. Как руководитель учений скажу, что персонал Ленинградской АЭС справился со всеми «последствиями циклона».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: