С высоты положения: как выглядит мир глазами крановщика-высотника

Краны козловые, башенные, мостовые, портальные. Без грузоподъемных механизмов сложно представить работу атомных станций. О том, легко ли всегда быть на высоте, рассказывают Марина Максимова и Ольга Павлова с Калининской АЭС.
Вира, Марина!
Марина Максимова проработала машинистом крана цеха централизованного ремонта Калининской АЭС 33 года. В 1981‑м она стала первым рабочим подразделения и трудилась здесь до 2014 года. Участвовала в пуске всех четырех энергоблоков станции.
«В 17 лет я начала работать монтажницей на заводе города Катав-Ивановск Челябинской области, — вспоминает ветеран атомпрома. — В 1973‑м мы с супругом переехали в поселок Заречный Свердловской области. В городе, где уже работала Белоярская АЭС, я получила первое представление об атомной энергетике. Там поступила в энергетический техникум на факультет электрооборудования промышленных предприятий и установок. Когда ждали первенца, пришлось переехать к моим родственникам в Таганрог, тяжело было мотаться по общежитиям. Там я продолжила обучение в металлургическом техникуме на вечернем отделении, а в 1975‑м в учебном комбинате при заводе «Красный котельщик» прошла обучение по профессии «машинист крана».
В 1977 году молодая семья Максимовых переехала в Удомлю. «Поедем новый город строить!» — сказал мне муж, и мы, воодушевленные, уже с двумя детьми (младшей дочери на тот момент исполнилось полтора месяца), с попугаем в клетке и небольшим количеством вещей, прибыли на новое место, — вспоминает Марина Максимова. — Мы были счастливы: нас ждали интересная работа, романтика стройки. Меня как опытного работника сразу привлекли на монтажные операции на строящемся блоке. Время работы на энергоблоках первой очереди было сложным, но вместе с тем и интересным. Мы ощущали окрыленность от причастности к великому делу. Когда в Удомлю приезжали родственники, с гордостью вели их на стройплощадку, чтобы впечатлить размахом стройки. Годы, посвященные блокам № 1 и 2, особенно памятны, операции проводились уникальные — установка на штатное место корпуса реактора, парогенераторов, турбины».
Майна, Ольга!
Ольга Павлова работает машинистом крана цеха централизованного ремонта Калининской АЭС с 2010 года. Участвовала в сооружении энергоблоков № 3 и 4. Мастерски владеет грузоподъемными механизмами всех типов.
После школы девушка выучилась на швею, но управляться с иголками и нитками ей было неинтересно. Пошла учиться управлять краном.

Первое время знакомые удивлялись ее выбору профессии. «Каждый день требуется подниматься на высоту пятиили шестиэтажного дома, со стороны кажется, что это очень опасно. Однако при должном соблюдении правил охраны труда рабочее место в кабине крана на высоте мало чем отличается от рабочих мест внизу, — уверяет собеседница. — Для безопасной организации работ на кране и рельсовых путях установлены стационарные анкерные линии, обеспечивающие надежную страховку крановщика при необходимости выхода на галерею крана и подкрановые конструкции».
На мостовом кране в машинном зале первого блока Калининской АЭС самым тяжелым грузом был ротор низкого давления, около 180 т весил, вспоминает крановщица.
«Запомнилась уникальная грузоподъемная операция по замене статора генератора на энергоблоке № 1, — продолжает она. — Подъем и перемещение статора весом 367 т выполняли при помощи двух спаренных мостовых кранов грузоподъемностью по 200 т каждый. Мы успешно выполнили эту задачу совместно с моей коллегой Еленой Димитровой. В реакторных отделениях грузоподъемность полярных кранов составляет 400 и 320 т. Работа на них требует особой ответственности: кранами в том числе перемещают чехлы и контейнеры со свежим и отработавшим ядерным топливом. Такие грузы требуется не просто поднять и опустить, а переместить с ювелирной точностью».
За годы работы Ольга Павлова научилась «договариваться» со всеми грузоподъемными машинами. Испытала в работе как краны старого образца, так и новые механизмы. «После модернизации кранов управлять механизмами стало удобнее. Вместо громоздких рычагов появились пульты управления с современными контроллерами, в кабине установлены эргономичные кресла с функциями регулировки, позволяющие крановщику видеть рабочую зону со всех сторон, минимизируя мертвые зоны и повышая безопасность операций. При работе на кранах, помимо общепринятой системы знаковой сигнализации, применяем рации, это улучшает взаимодействие со стропальщиками. Современная электроника сделала управление механизмом более точным и предсказуемым, движения плавными, системы управления дополнили приборами безопасности, которые помогают в эксплуатации крана и своевременно сигнализируют о положении механизмов крана при подходе к крайним положениям».
На участке грузоподъемных механизмов цеха централизованного ремонта Калининской АЭС работают 28 машинистов крана, половина из них — женщины.