Сильные люди сильного флота: в Санкт-Петербурге прошел конкурс морских профессий

Из окон Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова открывается пасмурный вид на Неву. Моряки отмечают: чувствуешь холод — ​значит, ты дома. Но внутри атмосфера праздничная и теплая: зал наполнился белыми рубашками, черными кителями и костюмами. «Последний раз эту форму на свадьбу надевал», — ​шутит один моряк, открывая двери в родную Макаровку.

«Конкурс морских профессий» звучит как увлекательная игра, но на деле это демонстрация навыков, обмен опытом и живой профессиональный разговор. Цель конкурса — ​популяризация морских профессий, работы на флоте и укрепление имиджа России как морской державы.

Прокладка курса

В конкурсе приняли участие пять ведущих компаний морской отрасли: «Атомфлот», «Совкомфлот», «Норникель», «Газпромнефть Шиппинг» и FESCO. Важной частью стало знакомство, на котором моряки общались на заданные темы. И если поначалу возникали затишье и неловкость, то, когда моряки разошлись по командам, напряжение уже было снято.

Исмаил Халимов, второй помощник капитана на судах FESCO

Озвученный всей командой девиз «Атомфлота» «Сильные люди для сильной компании!» стал символичным, ведь именно специалисты этой компании и их уровень подготовки задают профессиональный тон в отрасли. «Норникель» поддержал: «Даешь СМП! Давайте жить дружно!» (СМП — ​Севморпуть. — ​«СР») У FESCO пожелание было для всех: «Если вы не ушли в море, идите к нам!»

Курс был проложен, и команды, разделившись уже по номинациям, отправились в морской учебно-тренажерный центр Макаровки и учебные корпуса Морской технической академии им. Сенявина. Современность и качество оборудования конкурсных локаций в этом году отметили все — ​подготовка и реализация на высочайшем уровне.

Подготовка судна

Моторист и механик проходят командное задание — ​собрать и разобрать двигатель. Первый должен собрать и разобрать насос, второй — ​проверить всю систему и запустить главный двигатель на тренажере. На вопрос, было ли сложно, отвечают: «Обычная работа». В реальной жизни двигатель обычно разбирает отдельная ремонтная бригада. Но если вдруг придется, механику надо быть готовым работать быстро и четко.

Матросы «Газпромнефти Шиппинг» и «Атомфлота» обмениваются опытом вязания узлов
На карте и на вахте

Вахтенные помощники капитана проходят испытание на прокладку сложного курса. В этом году добавили тестовую часть на знание особенностей управления судном, терминологии и электронно-картографической навигационно-информационной системы.

Командный виртуальный выход в море состоялся на тренировочных мостиках. Это специальная комната-симулятор, которая имитирует ходовой мостик с пультами управления, приборами, радарами и экранами. Здесь вахтенный помощник капитана и два матроса — ​один стоит на руле, другой смотрит по сторонам — ​проходят сложный для навигации маршрут: суда во всех направлениях, пропадает сигнал GPS, необходимо использовать другие способы для контроля местоположения судна. Задача — ​ни с кем не столкнуться и не сесть на мель. Вахтенный помощник контролирует ситуацию, приборы и дает команды.

Эксперты отмечают высокий уровень вовлеченности и ответственности конкурсантов. Как говорят вахтенные помощники, когда рядом нет капитана — это и есть настоящая экстремальная проверка.

Илья Бойко, электромеханик атомного ледокола «Урал»
В навигации

Матросам для крепления оборудования и грузов, безопасного маневрирования судна, работы с якорями, швартовами, спасательными средствами необходимо уметь вязать правильный морской узел. Он должен быть крепким и надежным — ​держать нагрузку, не скользить, не разваливаться, и одновременно управляемым, чтобы его можно было быстро развязать, даже если он в натяжении или намок. Вариаций таких узлов тысячи, а умение их вязать приходит только с практикой.

Отдельное соревнование — ​на ручное изготовление огона, петли на стальном тросе. Его конец вплетают в основную часть — ​получается прочное кольцо, к которому можно крепить снасти, крюки, такелаж. Тут та же логика, что с узлом: огон должен быть сделан правильно. Неправильно переплел, где-то прутки сложились неплотно — ​петля растянется или, того хуже, порвется. Примечательно, что в перерывах матросы из разных компаний помогали друг другу тренироваться.

Самое простое задание для электромехаников — ​пайка электрических компонентов по схеме технического задания. А самое сложное, аналитическое, — ​программирование логических контроллеров. Тут приходится работать со специализированным программным обеспечением, чтобы запустить конкретные процессы на стенде — ​например, автоматическую подсветку кнопок или датчиков.

Повара проверяют свои умения на сложных блюдах. В случае конкурса — ​«нефлотские» чиабатта, бриошь и ресторанное горячее. На судне — ​хлеб и любимый всеми борщ. От качества работы повара зависит и состояние, и настроение экипажа.

Повар ледокола «Урал» Александр Баринов раскатывает тесто для бриошей
Сдача вахты

На конкурсе экспертам ассистировали волонтеры — ​курсанты Макаровки. Преподаватели отмечают, что курсанты привлекаются не только ради помощи, но и в образовательных целях: они видят, в чем будет заключаться их работа, и смогут применить полученные знания как в процессе обучения, так и сразу после выпуска.

Сами курсанты проявляли большой интерес к происходящему, в перерывах расспрашивали сотрудников «Атомфлота», как попасть в их команду, как себя проявить, в чем особенности того или иного судна и их установки. Моряки с удовольствием рассказывали о своей работе. Организаторы планируют пойти дальше — ​привлекать курсантов и в качестве участников конкурса.

Конкурсанты и эксперты желают, чтобы конкурс стал новой традицией и расширялся, чтобы с каждым годом привлекалось все больше участников, чтобы менялись задания и площадки. Все отмечают важность таких встреч и их влияние как на текущую работу, так и на будущее отрасли.

Общее фото после награждения: конкурсанты, организаторы и волонтеры

Дмитрий Исаков
Эксперт конкурса, преподаватель кафедры автоматики и вычислительной техники, инструктор морского учебно­тренажерного центра, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала Макарова

— Никогда не достаточно основного образования! Какое бы хорошее образование ни было, у моряка ограничен набор компетенций на выходе. Вся его будущая работа — ​это самообразование. Потому что типы судов разные, типы оборудования разные. Подходы к одной и той же задаче разные. И человек, перемещающийся с судна на судно на контракте, должен практически в первый день определить, как работать на новом судне.

Яков Антонов
Гендиректор «Атомфлота»

— Этот конкурс — ​про сплав моряков и береговых подразделений. Морская профессия в первую очередь — ​крепкие профессиональные навыки и сильный, стальной характер. «Атомфлот» — ​это про людей. Лед колют не ледоколы, а люди, которые ими управляют.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: