Испытано Антонами: каково быть экспериментатором 

Сотрудники димитровградского Научно­исследовательского института атомных реакторов (НИИАР) Антон Ещеркин и Антон Соловов работают в тандеме: один испытывает новые материалы в облучательных устройствах, другой собирает эти устройства. Оба теперь носят звание «Человек года «Росатома».

«Аварийный» интерес

Антон Ещеркин занял третье место в номинации «Научный сотрудник». В 2024 году он обосновал эксплуатацию нескольких видов топлива и твэлов в маневренных режимах реакторов ВВЭР и возможность снятия ограничений в наборе мощности реактора БН‑800 с экспериментальным МОКС-топливом, (англ. mixed oxide — ​«смешанное оксидное»).

Практически все изделия и конструкционные, топливные, поглощающие материалы, которые сейчас использует атомная отрасль, до запуска в производство испытывали в реакторах НИИАР. «Мы проводим исследования не чтобы исключить возможность использовать материалы и изделия, — ​поясняет Антон Ещеркин, — ​а чтобы определить физические границы их применения и недостатки, которые нужно устранить разработчикам и технологам. В «Росатоме» создают хорошие материалы, они выдерживают даже самые жесткие испытания. Помню, коллеги лишь однажды выявили проблемы с несколькими кандидатными видами топлива. Реакторные испытания прошли неудачно, и разработчику пришлось отказаться от этой конструкции».

Антон Ещеркин в НИИАР с 2012 года, на реакторе МИР.М1 проверяет работоспособность топлива в нормальных и экстремальных условиях. «Я выясняю, под влиянием каких внешних обстоятельств могут разрушиться или деградировать объекты испытаний, — ​уточняет Антон Ещеркин. — ​Больше всего меня интересуют «аварийные» испытания, которые определяют пределы нормальной, безопасной эксплуатации».

Прежде чем поставить образцы в реактор, их помещают в облучательные устройства, которые собирают операторы в комплексе горячих камер. Разбирают устройство после испытаний тоже они. «Мы изучаем каждый фрагмент, чтобы понять, что стало с материалами. Для наших экспериментов постоянно нужно делать какие-то приспособления, инструменты. Мы их придумываем, а сварщики и операторы изготавливают», — ​рассказывает Антон Ещеркин.

Горячая работа

С оператором горячей камеры Антоном Солововым у Антона Ещеркина крепкий тандем. «Антон Ещеркин — ​отличный парень. Умный, изобретательный. У него много интересных идей, и он никогда не настаивает, что только его предложения хороши. Внимательно выслушивает и принимает во внимание мои соображения», — ​говорит Антон Соловов, победитель в номинации «Лаборант».

Антон Ещеркин тоже хорошо отзывается о коллеге: «У него очень непростая работа — ​выполнять тонкие операции «лапами» манипулятора. Не руками на верстаке, а за свинцовым стеклом горячей камеры, на расстоянии больше метра от себя. Это особый талант».

По специальности Антон Соловов автомеханик, окончил Димитровградский технический колледж. В НИИАР устроился 13 лет назад, сразу после армии. «Первый год в основном смотрел, как работают другие, был на подхвате, — ​вспоминает он. — ​Потом начал выполнять некоторые задачи. Сегодня невозможного для меня нет, главное — ​подготовиться и сделать оснастку. На операторов горячих камер нигде не учат. Освоить эти навыки можно только на предприятии».

Упражнения для ловкости рук Антону Соловову не нужны. Главное, говорит он, при работе с манипулятором не делать резких движений, дышать глубоко и медленно.

На этапе запуска научно­исследовательских и опытно­конструкторских работ оператору приносят проект экспериментальных устройств. «Я смотрю и говорю, реально ли это собрать. Иногда проект нужно доработать, иногда — ​сделать дополнительные приспособления, — ​рассказывает Антон Соловов. — ​Сделали устройство, поместили в горячую камеру — ​начинаем монтажные операции. Все под контролем ученых».

В подразделении, где работают оба Антона, на команду научных сотрудников всего два оператора. Бывает, Антон Соловов занимается пятью изделиями сразу. «Мы постоянно готовим эксперименты, рутинных задач нет. Например, нужно смонтировать или демонтировать маленькое устройство, а это очень сложно, — ​говорит Антон Соловов. — ​Недавно приспособлением, напоминающим скрепку, я заменил в облучательном устройстве несколько трубчатых образцов. Все время что-то новое — ​мозг кипит».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: