Померились баллами: среди выпускников растет спрос на инженерные и ИТ-специальности

Завершилась приемная кампания в высшие учебные заведения. Во всех 20 опорных вузах «Росатома» закрыты бюджетные места бакалавриата и специалитета на направлениях, связанных с физико-математическими дисциплинами, атомной энергетикой и высокими технологиями. Мы постарались оценить качество приема.
Начнем с хорошей новости: в этом году существенный прирост желающих сдать ЕГЭ по техническим и естественнонаучным дисциплинам. Физику выбирали на 16 % больше выпускников, чем в прошлом году, профильную математику — на 11 % больше, биологию — на 7 %, информатику — на 6 %.
Не везде количество переросло в качество. Средний балл ЕГЭ по физике снизился с 63,2 до 61,7. Средний проходной балл на технические специальности в Московском государственном техническом университете им. Баумана сократился на 2,7, в Московском физико-техническом институте — на полбалла. Оба вуза входят в консорциум опорных вузов «Росатома».
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» в этом году поднял пороговые значения баллов ЕГЭ для поступления в бакалавриат и специалитет. По профильным предметам нужно было набрать не меньше 75 баллов, по русскому языку — не меньше 70. Контрольные же цифры приема на бюджет практически не изменились. В группе направлений бакалавриата, охватывающих приборостроение, фотонику, лазерные технологии и биотехнические системы, на бюджет приняты 80 человек (в 2024 году было 85). Зато на специалитет, где изучают АЭС, ядерные энергетические установки и ядерные реакторы, — 127, на пять больше, чем в прошлом году.
Интегральное значение конкурса по всему МИФИ несколько снизилось. Средний балл ЕГЭ на московской площадке уменьшился незначительно: 94,1 против прошлогодних 95,7. Но у множества специальностей нет даже минимального регресса.
Колоссальную популярность сохраняют информационные технологии (ИТ). Так, на все 55 бюджетных мест направления «прикладная математика и информатика», а также на 105 мест обеих специальностей направления «информатика и вычислительная техника» в этом году зачислили только победителей и призеров школьных олимпиад. Немного поблекла привлекательность «мехатроники и робототехники». Стать одним из полусотни первокурсников-бюджетников в этом году можно было с 270 баллами ЕГЭ. На специалитете «ядерные реакторы и материалы» конкурс вырос. Кроме олимпиадников и других льготников на зачисление могли претендовать лишь 300‑балльники. В целом же, отмечают в приемной комиссии, доля абитуриентов, зачисляемых без вступительных испытаний, по сравнению с прошлым годом увеличилась на один процентный пункт и достигла 39 % общего набора.

Мы посмотрели на картину в Национальном исследовательском университете «Московский энергетический институт» (МЭИ), Томском политехническом университете (ТПУ), Нижегородском государственном техническом университете (НГТУ), Уральском федеральном университете (УрФУ) и Ивановском государственном энергетическом университете (ИГЭУ). Они различаются числом студентов, которые обучаются и получают диплом по востребованным в «Росатоме» направлениям. Разнится, причем сильно, и конкурс. Но тренд устойчивый: желающих изучать точные науки и высокие технологии все больше, поступать все сложнее.
В МЭИ уже несколько лет прибавляют в престиже направления «электрои теплоэнергетика» (в этом году нужно было 233 балла, в прошлом — 222), «фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии» (218 и 204), «ядерная энергетика и технологии» (239 и 220 соответственно).
В ИГЭУ проходные баллы скромнее, но на атомные специальности в последние два года растут. И это несмотря на трехкратное увеличение числа бюджетных мест за пять лет — дает результаты масштабная программа сотрудничества с «Росэнергоатомом». Так, чтобы поступить на программу специалитета «проектирование и эксплуатация атомных станций», в этом году требовалось 217 баллов (в прошлом году 203). На вторую специализацию, «системы контроля и управления атомных станций», нужно было 210 баллов (199 в 2024 году). На топовом профиле ИТнаправления «разработка программного обеспечения» проходной балл составил 247. Кубок прогресса следует вручить «автоматизации технологических процессов и производств» (скачок за год со 158 до 183) и «электрическим станциям и подстанциям» (со 158 до 177). Со 177 до 193 вырос проходной балл на направление «робототехнические и микропроцессорные системы».

В НГТУ конкурс заметнее всего вырос на группы направлений «ядерная энергетика и технологии», «фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии» и «электрои теплоэнергетика». В отдельных направлениях гораздо труднее стало поступить на «мехатронику и робототехнику» (проходной балл за год подскочил с 201 до 231) и на «теплоэнергетику и теплотехнику» (со 166 до 201). В абсолютных значениях максимальный прирост отмечен на «прикладной механике» — со 145 до 188 баллов.
И буквально взрывной рост популярности на некоторых направлениях в ТПУ. На бюджетные места в бакалавриате и специалитете претендовали 8215 человек — примерно на 1 тыс. больше, чем в прошлом году. Соответственно, вырос конкурс — до 4,3 человека на место. В глаза бросается ажиотаж на «ядерных физике и технологиях» (проходной балл вырос со 177 до 214). На «программной инженерии» — со 156 до 242! «Уже несколько лет мы отмечаем устойчивый рост интереса абитуриентов к атомным специальностям, — говорит начальник отдела организации набора ТПУ Александр Денисевич. — Одно из самых востребованных направлений — «атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». Проходной балл здесь — 245. Мы связываем это с масштабными проектами, которые «Росатом» реализует в России, в том числе в нашем регионе, и за рубежом».
«Ощущение, что в этом году все захотели стать физиками-ядерщиками, — говорит Андрей Смирнов, ответственный секретарь отборочной комиссии Физико-технологического института УрФУ, доцент кафедры экспериментальной физики. — Возможно, это связано с тем, как широко отмечается 80‑летие атомной отрасли. Аномально много заявлений подано на направления, связанные с ядерной энергетикой. Причем у многих они были выставлены первым приоритетом. Это говорит о том, что абитуриенты шли к нам целенаправленно. И у них очень высокий уровень подготовки. Впервые за семь лет моей работы в приемной комиссии минимальный проходной балл превысил 200».
Олимпийцы и простые смертные
Практике внеконкурсного зачисления в вузы чемпионов и призеров всероссийских и профильных олимпиад школьников уже 12 лет. Все это время не утихают споры: а правильно ли это в принципе? Олимпиада — спринтерский турнир, где ценятся не столько работоспособность и основательность, сколько сообразительность, нестандартное мышление, полет фантазии. Выиграть можно, не зная школьную программу на пятерку. Меж тем конкурс на бюджетные места вырос так, что на некоторые престижные направления проходят только олимпиадники, даже 300‑балльники остаются не у дел.
В прошлом учебном году в МИФИ сравнили данные студентов, принятых на основании олимпиад, и студентов, принятых по баллам ЕГЭ. Высокую статистическую достоверность обеспечил накопленный с 2013 года массив информации о 14 тыс. студентов, в том числе 3 тыс. олимпиадников.
Доходят ли олимпиадники до выпуска? Не все, но отчисляют их реже, чем поступивших по баллам ЕГЭ. Среди олимпиадников — каждого пятого, среди остальных студентов — каждого четвертого.
Как учатся олимпиадники в вузе? На протяжении всего обучения средний балл у них выше, чем у тех, кто поступил по ЕГЭ. Так, на 1-м курсе бакалавриата счет суммарных отметок 82,1 : 80,9 в пользу олимпиадников, на 2-м — 81,1 : 80,3.
Как олимпиадники показывают себя в студенческих соревнованиях? Олимпиады и профессиональные конкурсы в МИФИ нацелены в основном на выявление инженерных способностей, поэтому авторы исследования назвали их победителей и призеров «инженерами». Так вот, «инженером» стал каждый 10‑й олимпиадник и только каждый 17‑й егэшник.
Где работают олимпиадники после выпуска? Большинство (30,4 %) в основном в научно-исследовательских институтах. Большинство выпускников-егэшников (48,3 %) стали линейными специалистами. Олимпиадники чаще устраиваются на наукоемкое производство (26,1 против 17,2 %) и поступают в аспирантуру (21,7 против 17,2 %).






«Как только мы замедлимся, потеряем конкурентное преимущество» — стр. 4
У абитуриентов в этом году популярны инженерные и ИТ-специальности — стр. 7
Глава города Курчатова — о своем антикризисном опыте — стр. 18