«Из семи замов оставил двоих»: глава Курчатова — о своем антикризисном опыте

Игорь Корпунков занимает этот пост с 2012 года и слывет жестким градоначальником: на четверть сократил аппарат чиновников, пересадил их со служебных автомобилей на велосипеды. В интервью «СР» он рассказал об оптимизации расходов, расширении границ города и строительстве кварталов для переселенцев из пострадавших районов Курской области.
Самый требовательный житель
— Вы много лет проработали на Курской АЭС. Этот опыт пригодился в администрации?
— Конечно. Полученные в электроцехе знания помогли понять, как лучше внедрить систему «Умный свет». А опыт работы инспектором пригождается до сих пор. Я в нашем городе самый требовательный житель. Даже если просто гуляю, выискиваю недостатки, фотографирую и шлю замам. Потом проверяю, устранили или нет. Я многое взял на вооружение из атомной отрасли. Например, Производственная система «Росатом» помогла нам реализовать программу «Эффективный город» в рамках проекта «Умные города «Росатома».
— Как вы пришли во власть?
— В 2008 году меня избрали депутатом Курчатовской городской думы, через два года — председателем. Тогда же я возглавил местное отделение партии «Единая Россия». В 2012 году решил поучаствовать в выборах главы города и победил, опередив шестерых претендентов. Мой главный оппонент, на тот момент действующий глава Курчатова, набрал 21 % голосов, я — 47 %.
— Какое наследство вам досталось?
— Ситуация в городе была критическая. С приостановкой строительства пятого блока Курской АЭС началась стагнация. Более 9 тыс. человек потеряли работу, численность населения упала с 50 до 36 тыс. Городской бюджет составлял 600 млн рублей в год, из них 60 млн — дефицит. Мой предшественник взял несколько кредитов на кабальных условиях, администрация ежегодно выплачивала банкам 10 млн одних процентов. Меня занимал один вопрос: где взять деньги?
— И где взяли?
— В 2013 году «Росатом» получил разрешение на строительство Курской АЭС‑2. Это было жизненно важное событие для Курчатова. Появились новые рабочие места, стала развиваться городская инфраструктура, возобновилось жилищное строительство. Мы добились, чтобы организации, которые пришли работать на объект, зарегистрировались в Курчатове. Все их налоги остались в городе. Сейчас они приносят в бюджет больше доходов, чем действующая АЭС.

Наука экономии
— Расскажите о ваших антикризисных мерах.
— Я провел оптимизацию в администрации. Из семи замов оставил двоих. Первый отвечает за экономику, финансы, городское хозяйство, имущество и архитектуру. Второй — за всю социальную сферу: образование, культуру, спорт, молодежную политику. Я сократил 25 % директоров всех муниципальных учреждений, сами учреждения укрупнил. Четыре организации дополнительного образования объединились в одну — с одним директором, восьмью инструкторами по направлениям и педагогами. Из двух учреждений спорта получилось одно. Водоканал присоединили к теплосетям, перестали держать два гаража, две базы, две диспетчерские службы, двух главных инженеров и двух директоров. При этом мы не стали выполнять меньше обязательств перед людьми, и до сих пор все работает. Многие были недовольны моими непопулярными мерами. Но если бы не оптимизация, мы бы не удержались на плаву.
— Что еще делали?
— Ряд подведомственных муниципальных учреждений получили статус автономных, чтобы иметь возможность зарабатывать за счет допуслуг. С годами выработалась привычка экономить. Например, мы закупили велосипеды. Они стоят на парковке у администрации. Если мне или кому-то из чиновников нужно куда-нибудь недалеко съездить, мы не берем машину, а садимся на велик. И так с весны до осени.
Еще провели ревизию всех муниципальных участков и помещений, которые сдавали в аренду. Например, нашли автозаправку, которая, по официальным данным, исправно платила земельный налог. Выяснилось, что в аренде у нее два участка площадью 1 га и 100 м², но платила она только за второй. Мы пошли в суд и выиграли, получили 12 млн рублей неустойки. Часть кредитов удалось погасить, оставшиеся долги перевели в бюджетный кредит с минимальными процентами. Утечка денег из муниципального бюджета прекратилась. В 2023 году на Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» мы с этим кейсом заняли третье место в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» и получили 27 млн рублей.
— Выгодное занятие.
— Да, мы несколько раз побеждали в этом конкурсе. Например, с проектом «Умный город» в 2022‑м за второе место в номинации «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений» получили 36 млн рублей. На достигнутом не останавливаемся. Одна из последних значительных побед — проект «Теплый берег 3.0», благоустройство береговой черты, который мы представили в этом году на Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды.
Квартирный ответ
— Сколько сейчас составляет доходная часть городского бюджета?
— 3 млрд рублей, из которых примерно 700 млн приносит стройка Курской АЭС‑2. Атомные объекты дают 95 % всех налоговых доходов, малый и средний бизнес — только 5 %. Сегодня главная забота — как эффективнее потратить деньги. Стройка закончится, бюджет сократится, а запросы у горожан останутся высокими. Нужен задел для хорошей жизни. Надеюсь на разные крупные проекты. Летом на Петербургском международном экономическом форуме «Росатом» и Курская область подписали план развития до 2027 года. Один из пунктов — строительство в Курчатове станции очистки воды от железа. Я этому рад. Наш город стоит на месторождениях железной руды, вода плохая. Проект стоит порядка миллиарда рублей. Мы возьмем федеральный кредит, в нынешнем году начнем строительство, в 2027‑м закончим. Еще соглашение предусматривает строительство ледового катка и колледжа ядерной промышленности. С ними город станет привлекательнее для молодежи.
— А что с жильем? Его хватает?
— Когда я стал главой, в Курчатове его не строили. Насчитывалось 800 тыс. м² жилья, сейчас — уже больше 1 млн.
Город долгое время не мог расти и потому, что был зажат между водохранилищем и автодорогой, ведущей к Курской АЭС. Для Курчатова оставалась длинная узкая полоска. Мы добились права строить за ее пределами, выйти за границы дороги — на этой территории появились четыре микрорайона и путепровод, который соединил новые кварталы с исторической частью города.
Скоро построим еще один микрорайон, с рабочим названием Троицкий. На 14 га земли планируем возвести 150 тыс. м² жилья. Это будут дома высотой от четырех до восьми этажей с квартирами площадью 50–100 м² всех типов: и экономкласса, и повышенной комфортности. По планам, 20 % квартир в новом микрорайоне по жилищным сертификатам получат вынужденные переселенцы. Остальные застройщик продаст.
— Переселенцы — те, кто лишился жилья в результате боевых действий?
— Да, это жители приграничных районов: Суджанского, Рыльского, Кореневского, Глушковского, Льговского. Они получат жилищные сертификаты, чтобы приобрести квартиру там, где пожелают. Я надеюсь, они выберут Курчатов: у нас много мест в детских садах и школах, развитая инфраструктура, скоро будет и жилье.
Мы хотим увеличить численность горожан на 15 % и, по возможности, задействовать их на объектах атомной отрасли. Строительство Курской АЭС‑2 вышло на финишную прямую, срок эксплуатации действующей АЭС мы продлеваем на 10 лет. Кроме того, предстоит разборка и утилизация остановленных блоков — это тоже новые рабочие места. Одних строителей требуется до 10 тыс., многие переселенцы уже работают на атомной стройке.

Время жестких решений
— Какие изменения внесла СВО в жизнь города и вашу работу?
— 6 августа прошлого года ВСУ вторглись на территорию Курской области. Войска двигались по направлению к атомной станции. В городе возникла нештатная ситуация: перестали работать банки, заправки, почта не привезла пенсионные деньги, закрылись некоторые магазины. Более 20 % жителей спешно покинули Курчатов. Администрация города работала с областным оперштабом круглосуточно, мы приняли срочные меры для закрытия города: установили блокпосты, организовали тероборону, ввели пропускной режим. Представители всех городских служб прошли военную подготовку.
— Вы тоже? Научились чему-то, чего раньше не умели?
— В армии служил в погранвойсках КГБ СССР, в университете окончил военную кафедру, так что подготовка у меня хорошая. Но вспомнить навыки было полезно.
— Многие ваши коллеги в других атомных городах говорят, что отсутствие полномочий связывает им руки, что большая часть решений принимается выше. Есть ощущение, что вам не дают развернуться?
— Такого ощущения нет, скорее наоборот. Регион и «Росатом» всемерно способствуют развитию Курчатова. По сравнению с другими городами области наш находится в выигрышном положении. Например, благодаря соглашению «Росатома» и регионального правительства в последние годы реализуется много значимых для города проектов: сооружение путепровода, благоустройство общественных пространств — реконструкция набережной, расширение парка культуры и отдыха «Теплый берег» и др.
— Как вам в целом работается?
— Везде есть свои плюсы и минусы. Я свое дело люблю, вижу результаты своего труда, и это вдохновляет. Радуюсь, когда получаю позитивную обратную связь от населения, хотя горожане гораздо чаще обращаются с проблемами и критикой. Но для того и существует местное самоуправление, чтобы вникать в повседневные проблемы людей, делать их жизнь лучше и комфортнее.