С юга в Певек: иностранные журналисты побывали в самом северном городе России

В конце июня дюжина журналистов из Индонезии, Киргизии, Узбекистана, Ганы и ЮАР посетила ПАТЭС. Гостей с юга Певек встретил сурово: температура около нуля и мелкий дождь. Но побывать на первой плавучей атомной теплоэлектростанции в мире того стоило, были единодушны участники пресс-тура. Вот несколько отрывков из их репортажей.

«Величественный силуэт ПАТЭС»

«Северный холод не мог остудить наш энтузиазм, когда мы шли к одному из самых удивительных чудес энергетических технологий — ПАТЭС, — пишет Вахью Сурьяни, репортер индонезийской газеты Rakyat Merdeka. — Этот объект на далекой Чукотке, почти на краю света, не просто электростанция. Это символ чистой энергетики будущего в самом холодном регионе Земли.

Чем ближе мы подходили, тем отчетливее вырисовывался величественный силуэт ПАТЭС — судна, на борту которого размещены непрерывно работающие ядерные реакторы. А рядом, уже на суше, — инфраструктура для подачи электроэнергии и тепла населению.

После всех проверок мы направились в конференц-зал, где нам коротко рассказали о ПАТЭС, а затем и на само судно. Первым помещением, которое нам показали, был спортзал с баскетбольной площадкой для игры 3×3 и тренажерами. Затем мы направились в центральное машинное отделение. Не успели опомниться, как пришло время обеда. Все еще моросил дождь. Нас пригласили в столовую, где бесплатно обедают сотрудники ПАТЭС.

А закончилась экскурсия на верхней палубе, где нам открылись такие виды, что очарование просторов Северного Ледовитого океана затмило даже холод».

Журналист из Ганы Джон Джастис Ахото в национальной одежде чукчей
«Как мы будем спать?»

«Заполярье — удивительный край. Когда мы приехали в Певек, в этом городе за Северным полярным кругом стоял полярный день. Солнце светило 24 часа в сутки, то есть ночи не было. Время в Певеке на девять часов опережает московское и на пять часов — время в Джакарте, — описывает свои впечатления еще одна индонезийская журналистка, Франсиска Романа Ниник, обозреватель издания Kompas. — Нам предложили осмотреть небольшой — население менее 5 тыс. человек — городок. В течение дня мы знакомились с городом, вечером общались. Время шло, и вот на часах 22:00. На улице не было никаких признаков того, что приближается ночь. Ярко светило солнце, по голубому небу медленно проплывали белые облака. «Это будут странные дни. Как мы будем спать?» — спросил Джастис Ахото, журналист из Ганы.

Во всех номерах четырех­этажного отеля, где остановились журналисты, были выходящие на улицу окна. Даже несмотря на плотно закрытые шторы, в помещения все равно проникал солнечный свет. Маски для глаз не слишком помогали. Утром коллеги делились, что уснуть было трудно и они не выспались, поскольку не привыкли к тому, что по ночам может быть так светло.

В Певеке, самом северном портовом городе России, полярный день длится с середины мая до конца июля. А зимой здесь наступит полярная ночь. С конца ноября до середины января солнца не будет, в городе 24 часа в сутки будет темно.

«Мне нравится здесь, хотя условия довольно суровые. Это не страшно. Если холодно и сильный ветер, я просто одеваюсь теплее, надеваю перчатки и иду на работу», — рассказал Антон Мартынов, переехавший в Певек в 2020 году, чтобы работать на плавучей атомной теплоэлектростанции.

Через два-три дня мы тоже стали привыкать к полярному дню. Мы работали над материалами, по вечерам разговаривали, рассказывали друг другу о своих странах или пили чай. Но заснуть до полуночи все равно не могли. Полдвенадцатого ночи ощущалось как полдвенадцатого дня. Так светло…»

В гостях у представителей коренных народов Севера
«Абсолютно безопасно»

«Подобные технологии можно использовать, например, на отдаленных островах, чтобы обеспечить энергоснабжение. Вся ядерная деятельность осуществляется на борту судна, системы спроектированы так, чтобы не влиять на окружающую среду, чтобы не допускать утечек радиации — того, с чем связано больше всего опасений, касающихся АЭС, — еще один отрывок из большого репортажа в издании Kompas. — В мире еще много мест, где не хватает электроэнергии. Это, например, отдаленные районы или места с экстремальным климатом. Строить станции большой мощности там считается экономически нецелесообразным. Поэтому разумным вариантом может быть строительство малого модульного реактора (ММР) или плавучей АЭС.

«Росатом» предлагает своим партнерам сотрудничество в строительстве ММР как наземного, так и морского базирования. Например, сейчас обсуждается проект ММР с Турцией. Как отметили в «Росатоме», технология плавучих энергетических блоков (ПЭБ) становится все более востребованной, особенно в странах Глобального Юга. Так, интерес к технологии проявили Гана и Мьянма.

В «Росатоме» пояснили, что приоритет при строительстве ПЭБ отдается безопасности, предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации воздействия на окружающую среду. Радиационная обстановка постоянно контролируется. Поэтому проживание рядом с работающим штатно ПЭБом абсолютно безопасно для жизни и здоровья людей».

«Кинотеатры переполнены»

«В городе построены социальные и спортивные объекты. В местной школе могут учиться и старшеклассники. Правда, чтобы продолжить образование после школы, им приходится уезжать из Певека. Зато здесь есть атомкласс, в котором учатся даже младшие школьники, — делится увиденным в Певеке с читателями корреспондент Bisnis Indonesia Хендри Три Види Асворо. — Есть в Певеке медицинские учреждения и места, где можно провести досуг. Кинотеатры по выходным переполнены.

АЭС в России перестали быть социальной проблемой, потому что здесь их используют десятилетиями. Кроме того, при строительстве АЭС обязательно ведется работа с местными жителями, поэтому атомные электростанции не кажутся чем-то исключительным или пугающим».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: