«Жду их из армии, перед дембелем начинаю писать в мессенджеры»

Педагогические способности у Владимира Машихина проявились давно и известны далеко за пределами его работы. Главный специалист электроцеха Физико-энергетического института (ФЭИ) победил во Всероссийском конкурсе «Наставничество» в прошлом году, а недавно занял второе место на дивизиональном этапе конкурса «Человек года «Росатома» в номинации «Наставник года».
— Вы помните своего первого ученика?
— Отлично помню — Денис Волков. Это было еще в 1990‑е. Я работал электриком на приборном заводе «Сигнал» у нас в Обнинске. Прислали несколько практикантов. Мастер не хотел ими заниматься, пацаны сидели без дела. Я не выдержал, подошел и спросил: «Хотите, я вас чему-нибудь научу?» Денис, единственный из всех, с радостью согласился. Мы много занимались, и я понял, что умею интересно рассказывать о своей работе, объяснять природу разных процессов.
В 2011 году я устроился в ФЭИ и с 2014 года продвигаю в институте наставничество. Сейчас готовлю специалистов по четырем направлениям: электрика, контрольно-измерительные приборы, информационные системы и документооборот.
— Практиканты — это больше дополнительная нагрузка или от них есть реальная польза?
— У нас дефицит рабочих рук, поэтому студенты — хорошее подспорье. Мы с ними в основном ремонтируем и обслуживаем электрооборудование. Труд кропотливый: надо все гаечки раскрутить, все крышечки снять, все кабели откинуть, замерить сопротивление изоляции, почистить окислившиеся или подгоревшие контакты. То есть практиканты выполняют работу электромонтеров. Еще мои ребята изучают автоматику управления при помощи программируемых логических контроллеров, участвуют в наладке оборудования — например, настраивают электрифицированные задвижки на насосной станции. Для этого уже нужна квалификация инженера, такой опыт для студента бесценен.
Сейчас у меня семь практикантов: четверо из техникума при филиале МИФИ, двое из Обнинского колледжа технологий и услуг и один из Губернаторского аграрного колледжа.
— Как студенты попадают к вам?
— Раньше я ходил к руководителям учебных заведений, просил дать практикантов. Это было ошибкой, так как студентов выбирали наобум. Единицы были мотивированны, многие хотели только получить корочки и потом работать где угодно, лишь бы не по специальности.
В пандемию завуч техникума МИФИ попросила меня по субботам вести курс «Электрические машины». Я познакомился со студентами. Лучших приглашал на практику не на четвертом курсе, как это принято, а на третьем.
Теперь мы берем уже второкурсников. Рисков и ответственности больше — они ведь несовершеннолетние. Но чем раньше молодой человек попадает на предприятие, тем больше гарантия, что он останется и полюбит профессию.
— Что кроме опыта дает практика?
— Когда выпускника техникума принимают на работу, его первая стартовая позиция — электромонтер третьего разряда. Те, кто проходит практику у меня, сразу получают пятый разряд, через полгода большинство подтверждают шестой. Притом что самый высокий разряд — восьмой. Я добился того, что к 25 годам мои пацаны становятся настоящими профи.
— Деньги за практику студентам платят?
— К сожалению, нет. Мы не производство, а институт — занимаемся наукой, наш бюджет ограничен. У меня есть грустный пример. Я проводил профориентационные встречи в Обнинском колледже технологий и услуг, видел, что ребята слушают с интересом. Пригласил на практику — никто не отозвался. Я поинтересовался у директора, почему так. Он сказал: «Пошли на производство, там практикантам платят 18 тыс. рублей в месяц». Считаю, что они много потеряли, пусть и приобрели в деньгах.
— Почему?
— У нас же творческая работа. Лучше делать интересный проект, чем пахать от рассвета до заката в рутине. Справился с заданием раньше конца рабочего дня — можно сходить в бесплатный спортзал у нас в институте. Начальство не против. Разные меры поддержки от профсоюза, расширенная страховка, мероприятия совета молодежи.
— Сколько всего у вас было воспитанников?
— За последние 10 лет я насчитал полсотни. Раньше я просто старался сделать практику интересной, придумывал темы для дипломных работ, связанные с нашим производством, помогал писать. В конце давал номер кадровой службы и говорил: будет желание — сходи на собеседование. Рекрутингом я не занимался. Сейчас я занимаюсь рекрутингом. Моя цель — не только научить, но и заманить к нам. Я со всеми практикантами, и бывшими, и нынешними, дружу в соцсетях, постоянно общаюсь, слежу за их жизнью. После учебы большинство уходят служить, я жду их из армии. Перед дембелем начинаю писать в мессенджеры и агитировать на предмет трудоустройства в ФЭИ. С 2019 года я лично привел 10 человек: семь работают в моем цехе, один в отделе главного энергетика, один на циклотроне и один в лаборатории.
— И все равно людей у вас в цехе не хватает.
— Пока нет, у нас большое подразделение. Кадровый дефицит начался в 2000‑е. Тогда многие ушли на коммерческие предприятия. Я был мастером восемь лет, наш цех обслуживал 29 объектов, а работали в нем, помимо меня, всего двое рабочих.
Ситуация потихонечку выправляется, еще бы человек десять заполучить. С января у нас новый начальник цеха — Дмитрий Гусев. Молодой, энергичный, всячески поддерживает мои инициативы. Сам он начинал с низов. Окончил техникум, поработал руками, окончил институт — получил инженерную должность, теперь стал большим начальником. Хорошо бы, чтобы в моду вошла именно такая карьерная траектория.