Экипаж машины ледовой: как подружились три арктических капитана

У Александра Баринова, Станислава Шмидта и Александра Сивкова есть традиция: каждый год 25 апреля они отмечают день подъема флага на «Арктике». На ее борту выпускники Макаровского училища начинали свою карьеру. В этом году праздновали юбилей: легендарному атомному ледоколу исполнилось 50 лет. Дольше всех из трех друзей прослужил на «Арктике» Александр Баринов.
С «Арктикой» он практически не разлучался 30 лет — с 1978 до 2008 года. Единственный долгий перерыв был в 2000–2003 годы, когда продлевали ресурс реакторной установки.
Карьера капитана атомного ледокола небыстрая. Сначала Александр Баринов служил вахтенным четвертым помощником капитана, потом — третьим, потом — вторым. В 1984–1996 годы был старшим помощником и дублером капитана. Как командир вышел на капитанский мостик «Арктики» в сентябре 1996 года — на время принял дела у убывшего в отпуск Григория Улитина. Через полгода кандидатуру штурмана Александра Баринова утвердили в Москве на должность капитана. «Никогда даже в мыслях не ставил это целью жизни, — говорит он. — Мне просто нравилось работать в море, плавать во льдах и возвращаться в порт после долгого рейса».
В 2008 году «Арктику» вывели из эксплуатации, и капитан перешел на «Ленин». Первый в мире атомный ледокол был пришвартован к причалу у Морского вокзала в Мурманске, но статуса музея еще не имел. Там Александр Баринов работал вплоть до выхода на пенсию в 2015 году.

Первый рейс
Еще в школе у нашего героя появилась мечта получить свидетельство матроса 1‑го класса, и — «прощай, суша». В 1972 году молодой человек стал курсантом Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адмирала Макарова — решил, что с высшим образованием больше возможностей.
После первой практики курсанты получили свидетельства матроса 2‑го класса, после второй — 1‑го. В училище Александр Баринов встретился с будущими верными друзьями Станиславом Шмидтом и Александром Сивковым. Правда, тогда они лишь изредка пересекались в коридорах: учились на разных потоках, но на одной специальности — «судовождение на морских путях». Ближе познакомились, когда стали сослуживцами. «На шестом курсе, перед самым распределением, наверное, мальчишеское «море по колено» сподвигло меня выбрать местом работы атомный ледокольный флот, куда никто по своему желанию не шел, — вспоминает Александр Баринов. — Одни хотели «загранок», другие побаивались слова «атомный»: дело новое, неизведанное, да и слухов о радиации тогда было много. Спустя годы стало понятно, что мой выбор был правильным».
На борт «Арктики» выпускник поднялся 17 мая 1978 года. Новичков по традиции встречал вахтенный помощник капитана, это был Александр Сивков. Он окончил училище на два года раньше. «Не скрою, первые недели я испытывал трепет и некоторую растерянность. Капитан и главный механик — Герои Социалистического Труда! Что мог чувствовать вчерашний курсант в таком окружении?» — говорит Александр Баринов.
На то, чтобы привыкнуть к обстановке, понадобилось около года, а вот учиться профессии пришлось всю жизнь, даже став капитаном. Умение понимать лед, предугадывать влияние метеорологических факторов на работу и многие другие качества появляются только с многолетней практикой.

Морская душа ищет приключений
Удивительно, но факт: за все время службы в северных морях Александру Баринову так и не удалось попасть на Северный полюс. В 1998 году «Арктика» проводила немецкий научный ледокол «Поларштерн». Были в 70 морских милях от полюса. Александр Баринов спросил у руководства экспедиции: «Не заглянуть ли?..», но ученые дорожили каждой минутой и отказались.
Лишь в 2017 году капитан добрался до макушки Земли. Уже будучи на пенсии, он получил приглашение на рейс, посвященный 40‑летию первого похода «Арктики» на Северный полюс. 17 августа ледокол «50 лет Победы» остановился в координатах 90 градусов северной широты. «Это и был мой единственный полюс, — разводит руками Александр Баринов. — Казалось бы, почти обыденное событие для человека, 37 лет проработавшего в Арктике. Тот же лед, то же круглосуточное солнце, та же минусовая температура, тот же пронизывающий ветер. Вот только цифры на экране спутникового приемника необычные, и сердце в груди бьется учащенно. Куда ни глянь — дорога только на юг, а Новый год можно встречать 31 декабря все 24 часа подряд».
Символичным был и рейс на «Арктике» проекта 22220 в июне 2023 года. Александр Баринов присоединился к группе строителей, ученых и конструкторов, проводивших ледовые испытания головного ледокола новой серии. Почти три недели в непривычной для опытного моряка роли пассажира. «Конечно, я старался никому не мешать, хотя так и хотелось взяться за ручки телеграфа и почувствовать новую «Арктику». Один раз позволили, а для судоводителя-ледокольщика нет большего счастья, поверьте старому капитану», — говорит Александр Баринов. Теперь у него новая цель — побывать на новом атомоходе «Россия» после сдачи в эксплуатацию. «Никак не успокоиться морской душе», — улыбается он.

«Любим профессию ледокольщика»
Главным в своей службе капитан считает не награды и не множество ледокольных проводок, а дружбу со Станиславом Шмидтом и Александром Сивковым: «Все мы одной школы. Иногда сменяли друг друга: один уходит в отпуск, другой заступает на пост. Иногда получалось, что втроем были на разных должностях в одном рейсе. Я не припомню, чтобы между нами возникало непонимание, обида или ссора. Разумеется, не все гладко в постижении секретов профессии. Но недаром говорят, что за одного битого двух небитых дают. Мы люди разные, но сходимся в одном: любим профессию ледокольщика».
В 1991 году Станислав Шмидт стал капитаном атомохода «Советский Союз», через два года Александра Сивкова назначили капитаном «Вайгача». Александр Баринов остался на «Арктике». В летнюю навигацию 2001 года («Арктика» стояла на продлении ресурса) Александр Баринов служил на «России», работавшей в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, «Вайгач» был в Карском море, а «Советский Союз» только что вышел из Мурманска. «У нас было принято, что все ледоколы и суда, работающие в Арктике, в определенное время выходят на связь. В тот день проходимость радиоволн была изумительной. На расстоянии тысячи миль мы слышали друг друга так, будто идем в одном караване, — вспоминает Александр Баринов. — Разве не символично — три капитана, три товарища с «Арктики» командовали всей Арктикой?»

Последний причал атомохода
Реактор «Арктики» заглушили в 2008 году. 10 лет спустя, после холодного отстоя, судно отбуксировали из Мурманска в акваторию судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске, там оно ждет утилизации. «Конечно, «Арктика» достойна быть музеем, но, боюсь, уже поздно, — вздыхает Александр Баринов. — Облагородить ледокол, который почти пущен на иголки, стоит едва ли не столько же, сколько построить новый». Частицу прославленного атомохода сейчас можно увидеть в ледоколе-музее «Ленин»: там выставлены рында с «Арктики» и карта Северного морского пути.
Об «Арктике»
Флагман проекта 10520. Первое в мире судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании, и второй атомный ледокол. «Арктику» спустили на воду 26 декабря 1972 года в Ленинграде. 25 апреля 1975 года после ходовых испытаний на мачтах подняли государственный флаг, что означает прием в эксплуатацию.