22 июня 1941 года газета «Правда» вышла с заметкой об окончании строительства циклотрона в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ). Но триумф науки затмила другая новость: «Сегодня, 22 июня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну». В 1943‑м, сразу после прорыва блокады, разобранный циклотрон вывезли в Москву по «Коридору смерти». Интригующая завязка для фильма о нашем атомном проекте.

Эпизод первый. За несколько дней до войны

Вот как корреспондент «Правды» описывал грандиозный научный объект: «…построено здание, похожее на планетарий. Продолговатый корпус увенчан куполом. Это — ​первая в Советском Союзе мощная циклотронная лаборатория для расщепления атомного ядра… Сейчас в новом здании устанавливаются электрические агрегаты, монтируется оборудование. В машинном зале уже стоит генератор мощностью 120 кВт. Через люк в потолке на бетонный фундамент спускаются детали второго генератора. В соседнем помещении смонтирован огромный распределительный щит, внушительное впечатление производит круглый зал, построенный целиком из железа и стекла. Он покоится на восьми массивных колоннах. В ближайшее время здесь будет установлен 75‑тонный электромагнит высотой около 4 м, диаметр его полюсов — ​1,2 тыс. мм. Под куполом зала две мощные подкрановые балки. Скоро на них лягут рельсы и придут в движение крановые тележки грузоподъемностью 25 т. В глубокой нише смонтирован коротковолновый высокочастотный генератор».

Магнит так и не был установлен. Циклотрон, детище Игоря Курчатова и Абрама Алиханова, запустят только в ноябре 1946 года. Но до этого еще надо было дожить.

Эпизод второй. Перелет в осажденный город

23 июня 1942 года работы по ядерной физике в ЛФТИ остановились. Одни ученые эвакуировались в Казань и переключились на неотложные военные задачи, другие ушли на фронт. Из трех сотен сотрудников в институте остались 103. Здание циклотрона приспособили под армейскую казарму, на крыше расположился пункт противовоздушной обороны.

Когда советская разведка получила данные о разработке атомной бомбы в других странах, создание ядерного щита получило статус дела государственной важности. Ученым Лаборатории № 2, учрежденной в Москве постановлением «Об организации работ по урану», был необходим мощный циклотрон. Построить такой с нуля в короткий срок (на это отвели 16 месяцев) — ​нереально. Но и медлить нельзя. Научный руководитель новой лаборатории Игорь Курчатов решает привезти оборудование циклотрона из осажденного Ленинграда. Операцию он поручает своим сотрудникам Леониду Неменову и Петру Глазунову.

«Нам предстояло лететь самолетом до Хвойной, там дожидаться темноты, а затем на бреющем полете пролететь над Ладожским озером и приземлиться на Охтинском аэродроме… — ​вспоминал Леонид Неменов. — ​Долетели мы благополучно».

Можно только догадываться, что пережила группа эвакуации, попав под зенитный огонь фашистов. Но не менее сложно оказалось пройти диспетчера аэропорта в Москве. Он взвесил багаж ученых — ​два больших мешка с гостинцами от коллег для голодающих родственников и близких — и не пропускал эти 100 кг. Вокруг перегруза возник жаркий спор, конец которому положил пилот. Заявил, что без посылок для ленинградцев машину в небо не поднимет. Через несколько дней экипаж того самолета погиб на очередном задании.

Эпизод третий. Эвакуация по «Коридору смерти»

Ученые достали спрятанные во дворе ЛФТИ ящики с оборудованием. Смазанные пушечным салом детали выглядели как новенькие. Вырыли из земли толстые листы меди и полосу латуни (из нее изготовят камеру московского циклотрона). Ко всеобщему удивлению, уцелел даже высокочастотный генератор — ​это после прямого попадания двух бомб во двор института.

Группа эвакуации проработала в Ленинграде больше двух месяцев. Отправка оборудования началась весной 1943 года. В Москву поехали медные листы, латунь, высокочастотный генератор, изоляторы и многое другое — ​груза набралось на два вагона.

Состав двигался по жмущейся к Ладожскому озеру железнодорожной ветке, которую запустили в феврале 1943 года, через месяц после прорыва блокады Ленинграда. Вся дорога была зоной артиллерийского и пулеметного обстрела — ​эту магистраль назвали «Коридором смерти».

Вывезти удалось даже больше, чем поначалу рассчитывали. Вот только электромагнит весом 75 т доставить было нереально. Он потом пригодился в Ленинграде.

Эпилог

Пока коллеги собирали оборудование, Игорь Курчатов нашел место для циклотрона — ​недостроенный корпус травматологического института в Покровском-Стрешневе. Московские заводы выполняли срочные заказы на оборудование для циклотрона, началось проектирование ускорительной камеры.

Ценный груз благополучно прибыл в Москву. Циклотрон Лаборатории № 2 заработал в 1944 году. На тот момент он был единственным действующим в СССР.

Спустя два года, заново оснастив, включили и циклотрон в ЛФТИ. На нем разрабатывали методы разделения изотопов урана и счетчики нейтронов для испытаний атомной бомбы.

О главном герое

Представьте барабан. Если разрезали надвое, получилось два полых электрода D-образной формы (отсюда название — ​дуанты). Однородное магнитное поле создает большой электромагнит. К дуантам приложено переменное напряжение, которое меняет полярность всякий раз, когда частица делает пол-оборота. Благодаря этому электрическое поле всегда ускоряет частицы. Они носятся по кругу на огромной скорости, сталкиваются и разлетаются на осколки. В советском атомном проекте циклотрон сыграл ведущую роль. На нем изучали реакции распада атомов, измеряли константы и поведение осколков деления.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: