В марте на форуме «Арктика — ​территория диалога» публика впервые увидела бронзовую статуэтку «Севморпуть‑500» — ​символ международного проекта «Великий Северный поход: Арктика как искусство». Композиция существует в единственном экземпляре, и впереди у нее долгий путь, рассказал «СР» скульптор Андрей Ковальчук.

— Композиция построена на двух элементах: Дмитрий Герасимов с макетом деревянного парусника в руке и атомный ледокол проекта 22220 над ним. Так вы демонстрируете связь прошлого с настоящим?

— Связь прошлого с настоящим, технологические достижения России в Арктике и посыл в будущее: надо мечтать и стремиться реализовывать даже, казалось бы, неосуществимые идеи во благо человечества. Как показывает история, нам это под силу.

Проект морского пути из Европы в Китай появился в обстановке оживления торговых и политических связей Руси со странами Востока. В 1525 году посол царя Василия III Дмитрий Герасимов, русский книжник, дипломат, переводчик и ученый, беседовал с итальянским историком Паоло Джовио и выразил передовую мысль о возможности добраться до Китая по северным морям. Дмитрий Герасимов знал условия мореплавания на Севере: его проект строился с учетом опыта арктического мореходства того времени. Он показал Джовио чертеж, который сейчас считается самой древней картой Северного Ледовитого океана. Схема дошла до нас с незначительными изменениями итальянского картографа и гравера Баттисты Аньезе.

Спустя 500 лет наша страна решает задачи национального присутствия в Арктике и обеспечивает свою независимость в торговом мореплавании, создавая тем самым надежную основу для будущего. Под управлением «Росатома», инфраструктурного оператора Северного морского пути, универсальные атомные ледоколы проекта 22220 с легкостью преодолевают трехметровые льды.

— Прижизненных портретов Дмитрия Герасимова нет. Вы нашли где-то его описание или придумали, как он выглядел?

— В первую очередь я искал образ русского человека того времени, у которого есть великая цель. И ничто не остановит его в ее достижении.

— Что за корабль держит Герасимов?

— Это коч — ​морское парусно-­гребное судно поморов и сибирских промышленников. Модель была восстановлена благодаря археологическим экспедициям в Мангазею (город, построенный за полярным кругом в начале XVII века для установления правительственного контроля за Мангазейским морским ходом. — ​«СР»).

— Статуэтка бронзовая, почему вы выбрали этот материал?

— Это древнейший сплав, освоенный человеком. Самым старым из найденных бронзовых изделий, по мнению ученых, не менее 3 тыс. лет. Бронза долговечна, очень пластична и позволяет делать скульптуры со сложными, тонкими деталями. С давних пор бронза символизирует силу и мощь. Так как композицию венчает самый мощный ледокол в мире, другого материала я себе не представлял. Сложнее было подобрать постамент. Я хотел, чтобы он напоминал льды и море. Лучше всего подошел кварцит синеватого оттенка.

— На форуме «Арктика — ​территория диалога» председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев вручил вашу статуэтку губернатору Мурманской области Андрею Чибису и главе «Росатома» Алексею Лихачеву. Почему одну на двоих? Каким тиражом она будет выпущена?

— В течение юбилейного года статуэтка будет передаваться из региона в регион, от Мурманска до Владивостока, а завершит свое путешествие на Восточном экономическом форуме, где ее планируется вручить президенту нашей страны Владимиру Путину.

Пока экземпляр единственный, но с учетом ведущей роли «Росатома» в новейшей истории освоения Северного морского пути мы думаем изготовить второй, чтобы передать Алексею Лихачеву.

— Вы впервые обратились к теме Арктики?

— Да, но желание исследовать ее возникало. 500‑летие Северного морского пути стало стимулом. Думаю, вернусь к этой теме еще не раз.

— Что посоветуете почитать и посмотреть людям, интересующимся прошлым, настоящим и будущим Севморпути?

— Выходит много интереснейших научных трудов и художественных произведений. Я советовал бы прежде всего прочитать «Северность России» директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Андрея Головнева и «Полярных капитанов» Владимира Блинова, ветерана ледокольного флота. В его книге собраны дневниковые записи, размышления известных капитанов, собственные воспоминания и редкие фотографии.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: