От граффити до графита: как стрит-арт-художник нарисовал себе путь в атомную отрасль

Днем Захар Ефанов — ​инженер группы развития и инновационной деятельности Опытно-демонстрационного центра вывода из эксплуатации уранграфитовых ядерных реакторов (ОДЦ УГР) в Северске, вечером — ​художник, превращающий бетонные стены и трамваи в арт-объекты. Граффити, говорит он, это не хулиганство, а способ менять города и людей.

Впервые Захар Ефанов взял в руки баллончик с краской в 14 лет. Все из-за компьютерной игры Marc Ecko’s Getting Up. Ее главный герой — ​начинающий граффитист и паркурщик. «Позвонил одноклассник и упомянул эту игру… Именно в тот день начал рисовать я и половина моих одноклассников, — ​рассказывает Захар Ефанов. — ​Мы встретились на пустыре, кто‑то притащил баллон автомобильной краски. И первое слово, которое я написал, «Diesel», стало моим первым никнеймом». У каждого уважающего себя граффитиста должен быть псевдоним. Захар Ефанов сменил несколько, последние 11 лет он SNA. Это не аббревиатура и не код — ​просто хорошее сочетание букв, поясняет наш герой.

Захар Ефанов — выпускник Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. «Почему не художественного вуза?» — ​спросите вы. «Мне просто интересны граффити, — ​говорит Захар Ефанов. — ​Может, я и хотел бы получить профильное образование, но я не ходил в художественную школу, на курсы и, даже если бы каким‑то чудом сдал вступительные экзамены, дальше все равно бы сел в лужу».

Работа Захара Ефанова — мурал в центре Томска

Он учился на заочном и искал подработку. Друг, сотрудник ОДЦ УГР, предложил сделать граффити у стелы на месте первого в мире выведенного из эксплуатации уранграфитового реактора ЭИ‑2. «Нужно было изобразить жизненный цикл реакторов: до и после того, как они попадают в опытно-демонстрационный центр. Я нарисовал эскиз, согласовал, получил пропуск. Работа была большая, с многослойными трафаретами, — ​вспоминает Захар Ефанов. — ​Повезло, что друг помогал мне. Мы рисовали недели полторы». Тогда еще граффитист не знал, что вернется в центр, но в другом качестве.

«Первые полтора года я был слесарем в службе вывода из эксплуатации уранграфитовых реакторов. Работа классная — ​ответственная и непростая, — ​рассказывает Захар Ефанов. — ​Когда получил диплом о высшем образовании, стал инженером. Планирую и дальше развиваться. Точно хочу остаться в отрасли, но, может, сменю профиль. Мне нравится организация мероприятий, общественных пространств, молодежная политика».

Работа на промышленном предприятии не мешает творчеству на бетонных стенах. За 15 лет Захар Ефанов нарисовал несколько сотен граффити. Самое масштабное — ​мурал площадью 270 м2 в центре Томска. Он называется «Сибирь — ​место силы». Но не только стены могут быть холстом. «Я расписал трамвай и троллейбус, стабильно раз в неделю вижу их на улицах Томска. Трамвай я рисовал около двух недель. Техника и материалы для металла почти те же, что и для бетона. Конечно, есть нюансы: масштаб, выступающие элементы на кузове, шершавая поверхность», — ​говорит Захар Ефанов. Мурал и трамвай будут радовать горожан около 10 лет, а при благоприятных условиях — ​еще дольше. Потом рисунок лучше обновить: погода в Сибири суровая.

Граффити на месте первого в мире выведенного из эксплуатации уранграфитового реактора ЭИ‑2

Инженер-художник вынашивает одну идею — ​сделать стрит-арт средством коммуникации госкорпорации и общества. Северск — ​отправная точка, оттуда концепцию можно распространить на другие атомные города.

«Стрит-арт — ​это магнит, — ​раскрывает свою мысль Захар Ефанов. — ​Представьте пустырь, где вдруг появилось современное здание. Постепенно вокруг него все будет облагораживаться. Каждый классно сделанный мурал автоматически становится достопримечательностью, фотолокацией. Стрит-арт — ​это антивандальный инструмент: ведь не хочется портить место, где есть что‑то классное. Стрит-арт — ​это и микрофон для госкорпорации. Для жителей соседнего Томска атомная отрасль — ​темный лес, а на мурале может быть QR-код с рассказом о миссии «Росатома». Так что я хочу создать новую ветвь развития госкорпорации. Но для этого нужно не только желание, но и поддержка — ​финансирование, команда. Можно открыть граффити-школу: сначала теория, культура и история граффити, потом эскизы и оформление фасадов. Или это могут быть городские фестивали, выездные мастер-классы, например для детей из детского дома: ​за пару дней какая-нибудь веранда преобразится руками ребят. Для них это большая раскраска, только не на бумаге и не фломастерами. Я научу, расскажу о технике безопасности, буду направлять, подкорректирую контур рисунка. Так у города появится крутой арт-объект. Хочется просто остаться верным себе и своему хобби».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: