Движение к звездам: каким был первый директор реактора ИВГ.1

Полвека назад, 7 марта 1975 года, на Семипалатинском полигоне заработал исследовательский реактор ИВГ.1, входящий в состав стендового комплекса «Байкал‑1». Одним из участников пуска, а в дальнейшем и руководителем ИВГ.1 был Юрий Черепнин. О выдающемся конструкторе, ученом и человеке вспоминают его коллеги.
ДОСЬЕ

Юрий Черепнин родился 2 марта 1948 года. В 1972‑м с отличием окончил Томский политехнический институт и был направлен на работу в подразделение Подольского научноисследовательского технологического института, дислоцирующееся на Семипалатинском полигоне. За 20 лет прошел там путь от инженера до замдиректора по научной работе.
В 1993 году Черепнин становится директором Института атомной энергии Национального ядерного центра Республики Казахстан (ИАЭ НЯЦ РК), а в 1995‑м — его генеральным директором.
С 2000 года Юрий Семенович работал в НИКИЭТ на должностях заместителя директора института по НИОКР, главного конструктора — директора отделения активных зон и советника заместителя генерального директора института.
Одной из наиболее значимых работ последних лет Черепнина стала разработка, испытания и постановка на производство ТВС нового типа для исследовательских реакторов в Польше и Казахстане.
Под руководством заслуженного конструктора РФ, доктора технических наук разработаны ТВС нового поколения для АЭС с реакторами РБМК‑1000 с повышенными характеристиками по надежности и экономичности, выполнены конструкторские работы по ТВС для специальных транспортных установок, созданию твэлов, ТВС и других элементов активных зон для ядерных реакторов нового поколения, создаваемых в России в рамках проектов по инновационному развитию страны (реакторы БРЕСТ и МБИР).
Ушел из жизни 4 августа 2024 года.
Для применения ядерных реакторов в космосе необходимо было создать аппараты с очень небольшими габаритами и массой. В мае 1958 года Игорь Курчатов и Ефим Славский обратились в правительство с предложением о создании импульсного графитового реактора (ИГР) для изучения физических процессов в ядерных реакторах при очень больших скоростях наращивания мощности. К этому времени авторы обращения уже получили результаты разработок проекта ИГР, выполненных НИИ‑8 (сегодня Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Доллежаля, НИКИЭТ). В 1962 году на ИГР начались испытания первых модификаций тепловыделяющих элементов для ядерных ракетных двигателей.
В 1966 году были заложены основные технические решения по разработанному в НИИ‑8 исследовательскому высокотемпературному газоохлаждаемому реактору (ИВГ.1) для испытаний тепловыделяющих элементов и отработки активных зон ядерных энергетических двигательных установок. Он показал мировые рекорды по нагреву теплоносителя в активной зоне и удельному энерговыделению в топливе.
После распада СССР комплексы ИГР и ИВГ.1 перешли в ведение Института атомной энергии Национального ядерного центра Республики Казахстан (ИАЭ НЯЦ РК). На ИГР стали проводить исследования процессов тяжелых реактивностных аварий энергетических ядерных реакторов с плавлением тепловыделяющих элементов. После модернизации 1991 года активная зона реактора ИВГ.1 подверглась изменениям: вместо газоохлаждаемых в него установили водоохлаждаемые ТВС, и реактор, наряду с ресурсными петлевыми испытаниями высокотемпературных твэлов, стал использоваться для проведения разнообразных исследований в области радиационной безопасности.
Эксперименты для уникальных проектов
«Нам довелось совместно поработать над несколькими проектами, реализованными в НИКИЭТ. Самым крупным были реакторные эксперименты в Казахстане в обоснование создания и изготовления активной зоны для первого в мире высокотемпературного газоохлаждаемого реактора на быстрых нейтронах. Юрий Семенович непосредственно руководил всеми работами по созданию твэлов реактора, которые выполнялись по техническим заданиям НИКИЭТ на ведущих предприятиях отрасли. В этой работе Черепнин проявил себя не только как опытный организатор, но и как выдающийся эксперт по реакторным технологиям. Он инициировал ряд поисковых НИОКР, направленных на повышение эффективности использования исследовательских и изотопных реакторов для наработки радионуклидов, имеющих применение в медицине и промышленности».
Андрей Пулинец, главный конструктор активных зон НИКИЭТ
Создание токамака
«Я познакомилась с Юрием Семеновичем в 1985 году, когда после защиты кандидатской диссертации впервые приехала в Курчатов (тогда Семипалатинск‑21). Он научил меня отстаивать свои идеи и внедрять их в жизнь, всегда был примером для подражания. Проект создания казахстанского материаловедческого токамака (КТМ) начинался как раз в то время, когда Черепнин был генеральным директором ИАЭ НЯЦ РК. Он поддержал эту идею, и сейчас наш КТМ введен в эксплуатацию, на нем успешно реализуется совместная программа научных исследований стран СНГ. У Юрия Семеновича всегда было много идей использования реакторного комплекса ИВГ.1 для проведения исследований в области термоядерного материаловедения. Как говорят про таких людей: «штучный товар». Я очень горжусь тем, что работала с таким уникальным человеком и была его другом».
Ирина Тажибаева, исполнительный директор НТЦ безопасности ядерных технологий, главный научный сотрудник ИАЭ НЯЦ РК
Топливо для БРЕСТа
«Мне посчастливилось стать ответственным исполнителем в одном из последних проектов Юрия Семеновича — испытаниях топлива реактора БРЕСТ-ОД‑300. Я абсолютно уверен, что эти испытания были выполнены на реакторе ИГР исключительно благодаря организаторскому таланту Юрия Семеновича, поскольку они потребовали объединения усилий и организации взаимодействия нескольких научно-исследовательских организаций, разделенных госграницей. При этом впервые в практике НЯЦ РК были осуществлены уникальные операции ввоза экспериментального топлива из России в Казахстан и вывоза облученного топлива из Казахстана в Россию. Специалисты-атомщики хорошо представляют себе объем тех проблем, которые возникают в процессе решения задач осуществления таких перевозок и которые, на первый взгляд, представляются неразрешимыми. Многолетняя работа по подготовке технических проектов элементов активной зоны реактора БРЕСТ-ОД‑300, который призван продемонстрировать возможности принципиально новой энерготехнологии замкнутого топливного цикла с решением проблем безопасности, экономичности и ресурсообеспечения, была успешно завершена под руководством Юрия Черепнина».
Александр Вурим, главный специалист по ядерным технологиям ИАЭ НЯЦ РК
Учитель для студентов и педагогов
«Юрий Семенович много внимания уделял подготовке специалистов для атомной отрасли, более 20 лет он работал профессором кафедры инженерной теплофизики МЭИ, кафедры ядерных реакторов и установок МГТУ им. Баумана. Как профессионал высочайшей квалификации, стремился передать свои знания студентам и аспирантам, помогал кафедре в подготовке преподавателей. Я благодарен ему за активную позицию, за предложения по совершенствованию учебного процесса, за то, что он с искренностью и душевностью относился к работе на кафедре».
Юрий Драгунов, научный руководитель космических ядерных установок НИКИЭТ, завкафедрой «Ядерные реакторы и установки» МГТУ им. Баумана, академик РАН