Энциклопедия эффективности: как рождается новый производственный язык
Вышла в свет книга Сергея Обозова «Производственная система Росатома. Экономика победы». В ее основе дневники, отчеты, предложения, служебные записки — многолетняя хроника создания нового производственного языка в индустрии, экономике, стране.
Производственная система «Росатом» (ПСР) стала частью ДНК атомной отрасли — такое сравнение однажды предложил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Даже общий обзор наиболее значимых фрагментов многолетней ПСР-практики в рамках повествования поможет тем, кто неизбежно пойдет по пути внедрения производственных систем на заводах, в компаниях, отраслях. В ближайшие годы альтернативы этому в российской экономике нет. Ведь производственная система — это метод, который за счет рационализации и реорганизации предприятий, внедрения бережливого хозяйствования меняет сознание и деятельность десятков, сотен, тысяч и миллионов человек, в итоге трансформирует экономику и саму жизнь.
Чтобы уловить дух производственной системы, освоить ее инструменты, постичь ее суть, обязательно придется встать к станку — буквально или в переносном смысле этого слова. И это касается всех, будь ты генеральный директор или рядовой специалист. Тут все равны перед будущим.
Именно так создавались лучшие производственные системы в мире: лучшая восточная — TPS (Toyota Production System) и лучшая западная — BPS (Boeing Production System). И конечно, наша родная — Производственная система «Росатом», которая переняла у TPS глубину погружения в производственный процесс, у BPS — системность организации работ, а социальную ориентацию наследовала от советской научной организации труда на производстве и в управлении.
В 2006–2011 годах в качестве гендиректора «Росэнергоатома», а с 2011 года и по сей день на посту директора по развитию ПСР Сергей Обозов является биографом и хроникером ее внедрения и освоения в атомной отрасли, а с 2017 года и в стране. Дотошно, пристально, изнутри процесса, принимая непосредственное участие в реализации основных принципов, идей и постулатов ПСР.
Объем записанного и собранного за многие годы материала зашкаливал, счет шел на несколько миллионов знаков и тысячи страниц компьютерного текста. Никакая книга не могла вместить такой массив. Поэтому возникла необходимость привлечь к работе над рукописью бизнес-журналиста с соответствующим бэкграундом, в итоге редактора книги и автора этой рецензии.
Книга «Производственная система Росатома. Экономика победы» состоит из двух частей: «Мобилизация» и «Личный опыт». В первой части рассказывается о внедрении и эффекте ПСР и бережливых технологий в атомной отрасли и на тысячах предприятий и организаций. Потому что миссия «Росатома» состояла не только в том, чтобы преобразовать и вывести отечественную атомную отрасль на лидирующие позиции, но и в том, чтобы запустить цепную реакцию преобразований и перемен, чтобы ПСР вошла в экономику, социальную сферу и жизнь огромной страны на федеральном и муниципальном уровне. По факту «Росатом» стал новым федеральным проектом, инициатором строительства бережливой экономики в национальных масштабах, поделившись приобретенными за полтора десятилетия навыками, умениями и переживаниями, страстью и жаждой нового, лучшего в построении будущего. И нужно постараться не дать угаснуть этому импульсу. Как выразился однажды Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ (руководитель атомной отрасли в 2005–2016 годах), ПСР — это экзамен, который «надо сдавать всю жизнь и каждый день».
Наша книга не только о производственных системах заводов, компаний и корпораций. Это хроника ошибок и уроков при освоении и внедрении ПСР в атомной отрасли и самых разных сферах жизнедеятельности страны, о драматических и победных путях к результату — своеобразная энциклопедия производственных систем.
Во второй части, «Личный опыт», рассказывается о японском инженере Нампати Хаяси — бессменном старшем техническом директоре Toyota, одном из ключевых специалистов мира по TPS. Во многом благодаря его профессионализму и напору, страсти и самоотдаче, подвижничеству и любви к России в короткий период удалось освоить логику ПСР и бережливой экономики. В последний свой визит в Россию, в 2019 году, Хаяси был уже в инвалидном кресле. По всей видимости, он не сможет больше приехать и лично получить орден, которым его наградил российский президент за заслуги перед нашей страной.
Повествование выходит за рамки внедрения, становления и развития ПСР и уж тем более за рамки бизнес-книги. То есть это не инструкция. На мой взгляд, получилась книга о национальной идентичности в организации и управлении на производстве и в народно-хозяйственном комплексе, о становлении на базе ПСР нового производственного языка, на котором заговорила атомная отрасль и который начала осваивать отечественная индустрия и страна.