Звонок на «Атомный урок»: кто стал победителем Всероссийского конкурса
8 декабря в музее «Атом» на ВДНХ назвали победителя Всероссийского конкурса «Атомный урок». Это Алексей Борзых, учитель физики и информатики из Санкт-Петербурга. Мы поговорили с ним и тремя финалистами, на чьих уроках учебное пособие заменяют комиксы о квантах, дети делают медицинские изотопы, перевоплощаются в радиохимиков и находят общий язык с инопланетянами.
Кванты и мемы
Кандидат физико-математических наук Алексей Борзых работает в лицее № 419 им. Калманова. «Квантовая физика в школьной программе изложена кратко, хотя это наука будущего, — говорит победитель. — Я считаю, что необходимо рассказывать ученикам о квантовых технологиях и достижениях, поэтому организовал цикл дополнительных занятий по этому направлению».
Участники представляют на конкурс свой атомный урок. Алексей Борзых вместил в 40 минут шесть тем: двухщелевой опыт в квантовой физике, кот Шредингера, квантовые компьютеры и программирование, квантовая криптография и квантовые сенсоры. Подобрал ко всему эксперименты и задачи, подкрепил сложную теорию мемами и комиксами для наглядности. Подход сработал: школьники пишут доклады о квантовой запутанности и обсуждают применение адронного коллайдера.
«Точные науки делают стройными наши мысли, — уверен учитель. — Об этом важно помнить всем ребятам без исключения. А тем, у кого есть способности в технических науках, повезло: инженерное образование сейчас востребовано как никогда. Мы живем в уникальное время технологических революций. Искусственный интеллект, роботы, новые лекарства, материалы — все это требует хорошего знания точных наук, причем не какой‑то одной, а совокупности».
Аtomic lesson и счетчик Гейгера
Финалистка конкурса Ирина Луданина из московской школы № 1748 «Вертикаль» объединила в атомном уроке точные, естественные и гуманитарные науки и поговорила с учениками об экологической безопасности на английском. «Учитель иностранного языка всегда метапредметник, — замечает она. — Со 2‑го по 11‑й класс мы читаем и обсуждаем тексты чуть ли не обо всем на свете, а тема экологии красной нитью проходит всю программу». Ирина Луданина ведет уроки английского и дополнительные занятия по экологии. Ее ученики не раз показывали класс на конкурсе «Природа России», «Зеленой олимпиаде» и Московской олимпиаде школьников.
Для атомного урока учительница выбрала формат деловой игры. Короткая викторина по ядерной теме определяет трех «директоров компаний». Они набирают себе команду. Компании зарабатывают баллы, выполняя задания: выстроиться в молекулы разных веществ (химические связи изображают руками), восстановить хронологию перемешанных фактов из истории атомной отрасли, соотнести вид отходов и то, что из них можно произвести после переработки и т. д. Баллы нужны, чтобы нанять крутых специалистов-атомщиков. Но сначала по описанию сферы деятельности директор и его команда должны угадать, кто перед ними — радиохимик, эколог или кто‑то еще. Разгорается нешуточная борьба: компании готовы потратить все баллы, чтобы заполучить специалиста в свои ряды.
«Конечно, тема ядерной энергетики, особенно на английском, — это довольно сложно, но моих детей сложности не пугают, — говорит Ирина Луданина. — Практически все старшеклассники собираются пойти в физику или медицину. Команда «Атомного урока» предоставила очень хорошие методические рекомендации, часть я включу в уроки по общеобразовательной программе».
Деловую игру дополняли презентации — тоже, разумеется, на английском. Девятиклассники представили свои проекты: определение биоразлагаемости пакетов и дизайн плакатов, агитирующих за переработку мусора. Ученик открытой при школе «Курчатовской лаборатории» померил радиационный фон у электронной доски. Счетчик Гейгера выдал заключение: в кабинете абсолютно безопасно.
«К 2030 году в «Росатоме» будут работать около 800 тыс. человек. Госкорпорации нужны молодые, талантливые инженеры и ученые. Я провела 10 атомных уроков, и после каждого ко мне подходили дети с вопросом, куда поступить, чтобы стать атомщиком. Я считаю, моя миссия атомного учителя выполнена», — подытоживает Ирина Луданина.
Главное — удивить
Людмила Немчинович вот уже 10 лет влюбляет в химию учеников санкт-петербургской школы № 93. Темой ее атомного урока были общие принципы ядерной медицины.
Схему производства радиофармпрепаратов иллюстрировали безопасные, но запоминающиеся зрелищностью опыты и реакции. «Я нанесла себе на ладонь реактивы, которые мгновенно окрасили ее в ярко-красный цвет. Так я показала стремительность развития онкологического заболевания. Задачей ребят стало «вылечить» меня», — рассказывает учительница.
«Атомщики» нарабатывают изотопы на «циклотроне». «Радиохимики» выбирают их из магнитной жидкости и очищают. Потом меченые атомы встраивают в молекулы. «Радиофармацевты» решают, какими свойствами должен обладать препарат, и собирают его шаростержневую модель. «Химики-технологи» придумывают метод производства с максимальным выходом полезного вещества и конструируют установку для его получения. «Химики отдела контроля качества» подтверждают свойства препарата рядом качественных реакций и передают «врачу-радиологу». Тот исследует «пациента» и рассчитывает дозу. В финале «медик-ядерщик» наносит «лекарство», и красные «раковые клетки» на руке учительницы пропадают.
Урок вышел далеко за пределы учебника, а после дети наперебой уточняли у Людмилы Немчинович, когда они будут «лечить» в следующий раз. «В моих классах даже гуманитарии интересуются химией, — говорит она. — Как так получилось? Я считаю, что главное — удивить ребенка, у него возникнет куча вопросов, и он сам потянется к учителю, чтобы найти ответы».
Как лауреату конкурса Людмиле Немчинович предоставляется возможность посетить один из флагманских проектов «Росатома» — фабрику по производству накопителей энергии, которая откроется в 2025 году в Калининградской области.
Экскурсия для внеземных цивилизаций
В первый раз Дмитрий Кузякин, учитель химии в оренбургской гимназии № 5, провел атомный урок в формате интерактивной лекции. «Получилось хорошо, — говорит он. — Но я решил поэкспериментировать с формой. Так и вышел в финал».
Как известно, лучший способ усвоить материал — несколько раз кому‑нибудь объяснить его. Ученики оренбургской гимназии объясняли представителю внеземной цивилизации материал, который узнали из квеста «Технологии будущего». Они переходили от станции к станции, собирая части космического корабля и узнавая о ракетостроении (Дмитрий Кузякин запускает здесь самодельную реактивную ракету на спиртовом двигателе), композитных материалах, ядерных энергоустановках, плазме, атомных профессиях. Учитель курирует работу, поясняет задания и отвечает на вопросы. Для каждой станции свой комплект раздаточного материала, знакомство с которым заменяет чтение параграфов в учебнике.
В прошлом году Дмитрий Кузякин окончил магистратуру Оренбургского государственного педагогического университета и защитил магистерскую диссертацию по развитию познавательного интеллекта у школьников.
«За 12 лет работы учителем я понял, что гарантированно заинтересовывает школьников. Это нетипичные факты из биографий ученых, обсуждение прорывов современной науки и, конечно, эксперименты, — рассказывает Дмитрий Кузякин. — Вот ученики слушают наш разговор и просят передать, что их любимый эксперимент — реакция марганцовки и перекиси водорода (столб «дыма» из паров воды. — «СР»)».
Справка
Всероссийский просветительский конкурс «Атомный урок» проводится в рамках программы «Атомариум» при поддержке «Росатома» и Минпросвещения.
Победитель конкурса сможет присоединиться к экспедиции «Ледокол знаний» и отправиться к Северному полюсу на атомоходе «50 лет Победы». Все финалисты станут амбассадорами проекта «Атомный урок» и посетят с просветительскими миссиями флагманские объекты «Росатома» в России и за рубежом.