Солнце, люди, уран, город: что зашифровано в дизайн-коде Краснокаменска
В октябре жителям Краснокаменска представили новый дизайн-код — свод рекомендаций к организации единого визуального стиля города. Разработчик, глава Лаборатории арт&культпроектов «Юданов и П…» Владимир Юданов, рассказал «СР», как дизайнеры искали стилевые фишки урановой столицы России и как нашли семь смысловых граней.
ДОСЬЕ
Владимир Юданов
Родился в Москве. Окончил Московский архитектурный институт. Член творческих союзов архитекторов, дизайнеров и художников. Участник и организатор более 50 отечественных и зарубежных выставок в области дизайна, рекламы, архитектуры, современного искусства. Один из основателей студии «Ё-программа». Основатель Лаборатории арт&культпроектов «Юданов и П…» с 2005 года. Лаборатория занимается креативными разработками на стыке архитектуры, промышленного, средового, интерьерного и графического дизайна, брендингом объектов и территорий.
— Что такое дизайн-код города?
— Если кратко, это его идентичность. Многие российские города похожи: сталинки в центре, хрущевки по окраинам. Сложно, выглянув в окно гостиницы, определить, где ты — в Челябинске или Новокузнецке. Следование дизайн-коду позволяет городу выделиться на фоне остальных. Код создает благоприятную и комфортную среду для жителей, так как регламентирует расположение витрин, рекламы, вывесок, снижая уровень информационного шума. В то же время дизайн-код может распространяться на элементы благоустройства, используемые материалы, типы покрытий, на архитектурный облик проектируемых зданий.
— Недавно в Краснокаменске приступили к реализации мастер-плана. А зачем городу еще и дизайн-код?
— Краснокаменск должен развиваться. На него у страны большие планы — он долго будет оставаться урановой столицей России. Но при этом он не должен застывать в своем нынешнем состоянии, как муха в куске янтаря. Уже растут внуки и правнуки первых горожан, и у них другие мечты, другие планы на жизнь. Городу нужны эти люди? Конечно, да. А также нужны новые рабочие руки и умы из Читы, Новосибирска, Москвы. Каким должен быть город, чтобы они туда поехали? Безусловно, чтобы дать ответ на этот вопрос, мало быть дизайнером или архитектором: у города глобальные задачи, которые должны решаться на уровне властей региона и страны. Цель, которую мы предлагаем достигнуть с помощью дизайн-кода, — это красиво упаковать город. Ведь он тоже в каком-то смысле продукт и должен выглядеть привлекательно и для местных, и для приезжих. Как шоколадка с фантиком и без — продукт один, но в упаковке дороже.
— С чего началась работа?
— Независимо от масштаба проекта, она всегда начинается со сбора информации, погружения в тему, анализа градостроительных планов, зачастую еще советских. В предоставлении материалов нам очень помогли сотрудники администрации, местные жители. Много информации мы почерпнули из книги, выпущенной к 50‑летию Краснокаменска, где о городе рассказывают его основатели, геологи, строители, шахтеры. Параллельно коллеги изучали чаты, где молодежь Краснокаменска более критично высказывается о городе.
А дальше, независимо от того, это дизайн-код города или завода, мы пытаемся найти какие-то фишки, которые связаны только с этим местом. Информацию можно вытаскивать из культуры, географии, истории. Изучаем народные промыслы, мифы, сказки, легенды. Пытаемся найти в городе что-то самобытное, аутентичное, отличающее его от других мест. Наша задача — найти эту фишку, а задача властей — ее культивировать, внедрять в виде, например, колористики зданий или световых решений, в виде сувениров для туристов, мерча для всех.
— Какие фишки удалось найти в Краснокаменске?
— Одна из легенд про его основание гласит, что рядом с рабочим поселком на сопке возвышалась скала, которую закатное солнце окрашивало в красный цвет. Это, собственно, и дало имя городу. Конечно, дизайнеров такие вещи цепляют. Основным цветом в палитре Краснокаменска стал красный и его производные. Мы начали ассоциативно это раскручивать и поняли, что бывает природный камень, а бывает камень, который можно и нужно огранить. Возникла идея заменить слово «смыслы» на слово «грани». У города есть грани. А сколько их? Мы предложили семь: солнце, небо, степь, недра, люди, уран, город. И начали думать, как это передать визуально, превратить эти смысловые грани в пиктограммы. Стали изобретать графические символы. Собрали по три пиктограммы на каждый смысл, снабдили их цветом. Причем создавали их таким образом, чтобы эти символы можно было совмещать, трансформировать, накладывать друг на друга в одной плоскости или пространстве. Этакий калейдоскоп, творческая игра, доступная всем жителям, например бизнесменам, которые могут использовать пиктограммы дизайн-кода для маркировки своей продукции и рекламы.
Одна из особенностей Краснокаменска — наличие образцов советского монументального искусства. В городе частично сохранились стелы, панно, мозаики того периода. Мы поняли, что это богатая тема, надо ее развивать. Когда придумывали решение для реконструкции Дворца культуры «Даурия», предложили сделать мозаику на фасаде. В советском проекте этого здания на нем планировали создать растительный орнамент. Мы придумали цветок, разложили его на колористику, на мозаику. При этом твердо решили, что «Даурию» на контрасте с основной красной темой надо оставить белоснежной. В здании заложена интересная пластика, и именно в белом цвете она выглядит идеально. Поскольку город солнечный, «Даурия» будет сахарным кубиком на карте Краснокаменска, и единственный акцент на здании, да и тот со сдержанной колористикой, — это мозаика. Но пока предложение не восприняли. В городе был неудачный опыт с нанесением мурала на стены «Даурии», поэтому жители не готовы к новым экспериментам. Надеемся, что в ближайшем будущем администрация воспользуется нашими разработками.
— А что точно будет воплощено из запланированного в дизайн-коде?
— В администрации и в «Росатоме» планируют оформить в новой стилистике четыре дома на проспекте им. Покровского, воплотить колористические решения фасадов и муралов. На этих четырех зданиях можно будет проследить развитие цвета, постепенное его нарастание от легкого и светлого к плотному и насыщенному. В конце проспекта находится общежитие: на него мы спроецировали красные грани, превратили в ограненный объект. Для будущих исполнителей из числа стрит-арт-художников разложили муралы по лекалам. На тот случай, если мы не будем осуществлять авторский надзор.
— Вы завершили работу? Дизайн-код можно использовать?
— Дизайн-код обычно предполагает огромный том со множеством разделов. Мы сделали основную часть этой работы. Визуальные константы заданы, осталось их развивать. Если администрация города и «Росатом» реализуют то, что уже предложено, это будет большим шагом вперед.
Роман Копин
Заместитель гендиректора «Росатом Недра» по взаимодействию с органами власти и специальным проектам
— Краснокаменск — один из самых солнечных городов России, окружен живописной, хоть и суровой природой. Урановая столица, город со своим характером. Эти грани отражены в дизайн-коде, который создан в рамках реализации мастерплана. Его цель — преобразить городскую среду, помочь жителям по-новому взглянуть на родной город.
И внедрение дизайн-кода, и реализация мастер-плана не вопрос долгосрочной перспективы, это происходит уже сегодня, по частям. Дизайн-код обсудили с жителями, муниципальная администрация его утвердила, теперь элементы новой графики будут на остановках, транспорте, на фасадах домов и т. д. Материалы в открытом доступе, все желающие могут использовать их в своих проектах.