В билибинском комплексе «Росинка» почти круглый год выращивают овощи и зелень. Несмотря на высокий спрос, эти продукты доходят не до всех районов Чукотки. Что мешает «Росинке» расширить географию поставок, за счет чего можно было бы снизить цены и что растет в теплицах полярной зимой, «СР» узнала у директора предприятия Алексея Пучкова.

Экстремальное земледелие

Алексей Пучков возглавил «Росинку» в конце 2021 года. Экстремальное земледелие у директора в генах. Его мама всю жизнь проработала агрономом в селе Марково Анадырского района. Во второй половине прошлого века это был самый крупный сельскохозяйственный центр Чукотки.

«Несмотря на среднегодовую температуру +7 °C и вечную мерзлоту, на сотнях гектаров совхозных полей выращивали и капусту, и картошку, и морковку, — ​вспоминает Алексей Пучков. — ​Была теплица с огурцами. Этим и занималась мама. Она приобщала меня к сельскому хозяйству с малых лет. Я тогда уже знал, что буду агрономом».

«Росинка» — ​единственная муниципальная овощная фабрика на Чукотке. В год выпускает до 100 т продукции: огурцы, помидоры, болгарский перец, баклажаны, несколько видов зелени, цветы для клумб и букетов. Директор обходит теплицы каждый день. «И в моем детстве, и сейчас аграриям на Чукотке непросто, — ​говорит он. — ​Все время какие-то неприятности, угрозы урожаю, условия труда тяжелые. Это работа не ради зарплаты, тут нужно душу вкладывать. Быть человеком, который испытывает удовольствие, когда видит, как всходят и растут посаженные им семена. Приглашение в «Росинку» я принял, хотя понимал, что хозяйство не в лучшей форме».

В «Росинке» постоянно тестируют новые сорта помидоров, приживаются не все
Проигрыш «Победы»

Теплицы в Билибине — ​такой же смелый советский эксперимент, как и хозяйство в селе Марково, только более масштабный. «Победа» (первое название «Росинки») в середине 1980‑х позиционировали как единственное в мире предприятие такого профиля. Оно обошлось государству в 28 млн рублей и, по задумке проектировщиков, должно было быть флагманом сети типовых тепличных комбинатов на Крайнем Севере. Людям, осваивающим Арктику, нужны были витамины.

«Победа» относилась к Билибинской АЭС и питалась ее теплом бесплатно. По плану хозяйство должно было ежегодно давать 400 т овощей. Первый урожай огурцов, редиски, пекинской капусты, укропа и петрушки собрали весной 1985 года. Через год в двух теплицах созрело 14 т овощей и зеленых культур. Спустя некоторое время у «Победы» было восемь теплиц общей площадью 1,2 га. На 1989–1992 годы пришелся пик производства — ​около 180 т в год. Кормили детские сады, школу, больницу, санаторий­-профилакторий АЭС, доставляли продукцию в столовые тогда еще поселка Билибино.

«В морозы лопались стекла, овощи перемерзали, растения не выживали, убытки были колоссальные, — ​рассказывает Алексей Пучков. — ​Но тогда можно было себе это позволить, атомная станция давала тепло и не лимитировала потребление электроэнергии. Проблем с финансированием тоже не возникало. И даже при таких условиях урожаи гибли. Но, поскольку теплиц было много, брали количеством, продукции хватало на всех».

В 1993 году Билибинская АЭС отказалась от тепличного комплекса как от убыточного подразделения. «Росинка» потребляла в год до 1,5 млн кВт·ч — ​столько, сколько все Билибино целиком. В рыночных реалиях это непозволительное расточительство. «Победу» передали на баланс города и переименовали в «Росинку». Из восьми теплиц осталось пять, их общая площадь — ​0,75 га.

«Для своего времени это были передовые сооружения, — ​замечает Алексей Пучков. — ​Капитальные строения по принципу избушки на курьих ножках. Теплицы установлены на 1,5‑метровых сваях. Пол двойной, утепленный, на нем лотки с торфом. Таймеры, датчики, электромеханическая начинка — ​лучшие технологии прошлого века. Но все давно устарело, многое вышло из строя. Я принял хозяйство в упадочном состоянии».

Сейчас в двух круглогодичных теплицах искусственная подсветка. Она здорово помогает, но чудес не творит. Суровую чукотскую зиму выносят только зелень и огурцы.

«Помидоры без естественного солнца вырасти могут, но период созревания сильно удлиняется, с ним повышается и себестоимость. А вот огурец не такой прихотливый, — ​поясняет Алексей Пучков. — ​Зелень тоже растет почти круглый год».

Пять теплиц обслуживают 25 сотрудников. Людей не хватает, особенно летом. Приглашают старшеклассников подработать — ​стричь огуречные побеги, формировать помидорные кусты, собирать овощи.

«Семена заказываем в Москве, — ​продолжает Алексей Пучков. — ​В основном сорта, которые хорошо себя зарекомендовали. Устойчивые к вирусам, болезням, с максимально коротким периодом вегетации, чтобы успели вызреть за наше лето. Но и новые пробуем».

Агроном в «Росинке» требовательный. Каждый год тестирует пять-шесть сортов огурцов и томатов. За два с лишним года из новых прижилось только шесть.

Огурцы неприхотливы и, в отличие от томатов, быстро зреют при искусственном свете
Кормильцы Арктики

Хозяйство поставляет продукцию в школы, детские сады, больницы, общепит Билибинской АЭС, в магазины у дома. Есть и своя розница, например магазин в гастрономе «Центральный».

«Импортные овощи у нас в основном из Китая, — ​говорит Алексей Пучков. — ​Они как пластиковые. А наши — ​сочные, ароматные, потому что выращены не в минеральной вате, как в крупных агрокомплексах, а в торфе. Вкус у таких овощей на порядок ярче. Мой любимый сорт помидоров — ​«майдан», салаты из них обалденные. Огурцы предпочитаю «танто». Сладкие, хрусткие плоды среднего размера с нежной кожурой. Можно есть свежими, можно консервировать. Я вообще огурцы не любил никогда, а вот эти мне понравились».

Килограмм огурцов «Росинки» летом и в начале осени стоит в среднем 800 рублей, помидоров — ​900, зелени — ​2 тыс. Цены высокие, северные, но это немного дешевле, чем привозные овощи.

Летом в «Росинке» делают аджику, малосольные и маринованные огурцы и помидоры. Трехлитровая банка огурцов нынешним летом стоила 750 рублей. И хотя спрос хороший, для «Росинки» это убыточно: консервы требуют много трудозатрат, а стоят дешевле свежих овощей.

«Мы отапливаем не теплицы, а Чукотку»

В 2015 году на фабрике по госпрограмме развития агропромышленного комплекса Чукотки началась модернизация. Обновили те самые пять теплиц.

«Раньше питательный раствор разливали по бутылкам в лаборатории на втором этаже. Бутылки развешивали над рядами растений. Все это туда-сюда таскали на себе сотрудники. Сейчас у нас большие баки, раствор подают насосы, — ​рассказывает директор. — ​Все теплицы были стеклянными, в рамках модернизации их покрыли двуслойным поликарбонатом. Тепло стало удерживаться получше, но не радикально. Когда начинаются морозы, от теплиц валит пар. Тепло уходит. Мы отапливаем не теплицы, а Чукотку».

Предприятие не смогло бы выжить без поддержки правительства Чукотского автономного округа. «Росинка» ежегодно получает субсидию, которая компенсирует 95 % затрат на тепло и электроэнергию. Это дает возможность сдерживать цены — ​они ниже среднерыночных по Билибинскому району.

«Наш президент говорит, что каждый регион страны должен быть независим в продовольственном отношении, и я согласен, — ​рассуждает Алексей Пучков. — ​Нужно все обновлять, строить, даже если это не очень экономически целесообразно. На Чукотку доставка овощей с Большой земли, особенно зимой, логистически сложная, ненадежная и очень дорогая. Выращивать овощи в Заполярье — ​это в первую очередь социальный проект. Мы не про прибыль, мы про заботу о людях».

Нелетные условия

По словам Алексея Пучкова, предприятие могло бы зарабатывать больше, а тратить меньше. Есть два варианта: дальше модернизировать комплекс или строить новый. «Старые стандарты энергопотребления менее экологичны и экономны, — ​говорит он. — ​У нас в каждой зимней теплице порядка 8 км труб отопления. И все надо менять. Купить, заплатить за доставку на Чукотку. Это проблематично. Я считаю, что целесообразнее построить комплекс по современным технологиям. Он будет занимать меньшую площадь, потреблять меньше электричества и тепла. А производительность будет выше».

Мешают развитию бизнеса проблемы с транспортировкой. «Росинка» поставляет свои овощи в Билибинский район, Анадырь и Певек. Все в пределах одного региона, но часто продукция залеживается в овощехранилищах и попадает не на прилавки, а на помойку.

«Огурцы с апреля по июнь идут валом, но их некуда деть, их технически невозможно вывезти, дороги размыты, — ​говорит Алексей Пучков. — ​Единственный путь — ​авиасообщение. В прошлом году в пик урожая мы смогли отправить соседним населенным пунктам авиатранспортом около 10 т овощей, а в этом — ​только три. У нас договор с «ЧукотАвиа» о том, что продукция растениеводства, произведенная в Чукотском автономном округе, перевозится по субсидированной ставке. Но нам не дают отправлять тот объем, который мы просим. Перевозчик предлагает на один рейс места для 100 кг, не больше. Я буду поднимать этот вопрос в столице округа».

Цены в Билибине

В рознице «Росинки»

Огурцы 800 рублей

Помидоры 900 рублей

Привозные летом

Огурцы от 850 рублей

Помидоры от 900 рублей

Привозные зимой

Огурцы и помидоры от 1 тыс. рублей

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: