Скилы добра: без каких мягких навыков трудно продвинуться по карьерной лестнице
Навыки делят на профессиональные, жесткие, и надпрофессиональные, мягкие, но деление это условное, говорит директор центра развития метанавыков Корпоративной академии «Росатома» Станислав Косач. Например, коммуникативность — элемент «базовой комплектации» начальника, а эмпатия помогает решить самые сложные бизнесзадачи.
О трех главных «софтах»
Если говорить о «софтах», мягких навыках, то у каждого, кто хочет быть на работе актуальным, эффективным и гармоничным, их должно быть минимум три.
Первый — это, конечно, навык коммуникации. Трудно сказать, где он не пригодится. Второй — слушать и слышать других. В бизнесе (и не только) часто возникают проблемы из-за неправильного восприятия: мы можем друг друга недопонять или вообще не выслушать. Третий навык — управление своим эмоциональным состоянием, даже в такой турбулентной среде, как сейчас. Под колоссальным натиском задач и дедлайнов тяжело не поддаваться панике и не скатываться в сложные психологические состояния. Оставаться в равновесии сегодня — высший пилотаж.
Об эмпатии
При найме сотрудников я обращаю особое внимание на способность к эмпатии. Многие специалисты нашей академии — представители помогающих профессий (тренеры, консультанты, психологи и т. д.), для эффективного взаимодействия им важно уловить эмоции собеседника. Без эмпатии в нашей сфере есть риск превратиться в злого учителя, который приговаривает: «А голову ты дома не забыл?» — и не пытается войти в положение другого человека.
Еще для меня значимо умение влиять, не имея полномочий. Наша отрасль наукоемкая, здесь никто не верит на слово, и умение аргументировать свои слова — необходимость. Причем подбирать аргументы с учетом целевой аудитории, будь то сварщики или топ-менеджеры.
О работе в команде
Задачи, стоящие перед атомной отраслью, настолько сложны и нелинейны, что для их решения собирается группа, в которой общий язык должны найти, например, бухгалтер, юрист, технолог и фрезеровщик.
Кроме того, чтобы решить кросс-функциональную задачу, нужно быть креативными. Для этого навыка лучше подойдет слово «смекалистость». Это, я бы сказал, частный случай креативности, причем исконно российский.
О развитии навыков
На мой взгляд, приобретение жестких навыков требует много времени и сил, хотя технически это просто — есть инструкция, программы обучения. Например, наставник показывает, как проводить сварочные работы, а дальше — дело практики. Будет много повторений, ошибок и испорченных образцов, но в общем многие справятся.
Развить мягкие навыки кажется проще, но технически, — например, научиться разговаривать с другими людьми или развить в себе эмпатию — сложнее. Конечно, есть концепции и теории, но человеческий фактор никак не исключить, а составить универсальную пошаговую инструкцию, скорее всего, невозможно.
О рефлексии
Один из самых редких и самых ценных — навык анализа своих действий и работы над ошибками. Если человек не замечает за собой промахов, ему гораздо труднее наращивать опыт и раскрывать потенциал.
Мне прокачать этот навык помогло упражнение, о котором я узнал от коллеги. Каждый вечер я записываю в блокнот несколько мыслей, появившихся за день. Через год перечитываю, о чем думал в тот день, анализирую, как за это время изменилась действительность, мысли, идеи и цели.
О том, как прокачать «софты»
Первый и самый очевидный совет — хорошие книги. В нашей корпоративной библиотеке огромный выбор достойной бизнес-литературы на любой вкус. Но лучшим вариантом будет смесь нон-фикшена и классики — это на пользу и профессиональному мастерству, и метанавыкам (базовые личностные качества и способности). Параллельное чтение Ленсиони и Достоевского — идеальный рецепт для совершенствования кроссконтекстных навыков.
В «Рекорд mobile» собрана масса программ и курсов, с которыми можно прокачать, пожалуй, любой мягкий навык, кроме юмора.
Но главное — нужно понимать, какой навык или компетенцию и для чего вы хотите развить, чтобы избежать бессмысленного обучения ради обучения.
Топ‑8 мягких навыков
- Коммуникативность
- Смекалистость (креативность)
- Умение слушать и слышать
- Эмоциональная стабильность
- Работа в команде
- Рефлексия
- Эмпатия
- Влияние без полномочий