Непростые выводы: какие работы проведут на окончательно остановленных энергоблоках

На Ленинградской АЭС в октябре завершили вывоз ядерного топлива с блока № 2, остановленного в 2020 году для подготовки к выводу из эксплуатации. В ближайшие годы таких новостей будет все больше, атомные реакторы — не вечные двигатели, их ресурс не бесконечен. В «Росэнергоатоме» готовятся к решению задач, связанных с их окончательным остановом: от проведения работ по демонтажу объектов до захоронения радиоактивных отходов (РАО) и реабилитации территорий.

Масштаб задач

«В соответствии с требованиями федерального законодательства ответственность и функции по выводу из эксплуатации блоков атомных станций закреплены за эксплуатирующей организацией, то есть за «Рос­энергоатомом», — поясняет заместитель гендиректора — директор по производству и эксплуатации АЭС концерна Андрей Дементьев.

Сегодня окончательно остановлены для вывода из эксплуатации 10 энергоблоков (см. справку), а к 2045 году уже 30 блоков будут находиться в стадии вывода или подготовки к нему. Для готовности к такому массовому исходу эксплуатирующая организация должна обеспечить подготовку эффективной производственно-организационной инфраструктуры и апробированных технологий. Работа предстоит гигантская, и вопросов пока больше, чем ответов.

Как быть с РАО

Это, безусловно, ключевой вопрос при выводе атомных энергоблоков, да и атомной энергетики в целом. Сейчас в «Росэнергоатоме» реализуют комплексный план мероприятий по созданию инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами, рассчитанный минимум до 2050 года.

В августе принято решение о создании в центральном аппарате концерна профильного департамента по обращению с РАО, отработавшему ядерному топливу (ОЯТ) и выводу объектов из эксплуатации.

«Это абсолютно логично, так как обращение с РАО составляет, по разным оценкам, не менее 50–60 % общего объема работ при выводе. Концентрация в одном департаменте всех критических тем, которые возникают при этом процессе, должна дать синергетический эффект, ускорить работы и снизить затраты, — говорит замдиректора департамента инженерной поддержки — начальник отдела по обращению с радиоактивными отходами «Росэнерго­атома» Ольга Корнюшкина. — Уже понятно, что объем РАО, образующихся при выводе блоков из эксплуатации, значительно превышает все накопленные эксплуатационные отходы, работа в этом направлении предстоит, без преувеличения, грандиозная. Поэтому в рамках комплексного плана концерн провел технико-экономический анализ обращения с РАО на всех этапах жизненного цикла АЭС. Этот анализ показал нам возможности существующей инфраструктуры концерна, с помощью которой «Рос­энергоатом» сможет все эти РАО переработать собственными силами. Кроме того, компания обладает потенциалом для создания надежной транспортной логистики по перевозке РАО, включая не только автомобильный, но и железнодорожный транспорт».

В порядке освоения транспортно-технологической схемы три отработавших парогенератора Балаковской АЭС в начале июля отправили в Мурманскую область на переработку. В практике концерна и атомной отрасли такая операция с крупногабаритным оборудованием проводилась впервые. Она отвечает всем требованиям экологической безопасности и стала новой компетенцией концерна.

Кроме того, в концерне внедряют различные технологии, уменьшающие объем хранения отходов. Например, на Кольской и Смоленской АЭС используют установки ионно-селективной очистки, которые значительно сокращают объем жидких радиоактивных отходов. На Нововоронежской АЭС работает уникальный комплекс плазменной переработки твердых радиоактивных отходов среднего и низкого уровней активности сложного морфологического состава. Для примера: горючие отходы благодаря данной технологии можно уменьшить в объеме до 50 раз. На площадке Курской АЭС‑1 в этом году сдается в эксплуатацию один из крупнейших в России комплексов по переработке РАО — твердых и жидких. В его состав также входит хранилище переработанных отходов.

Первые три отработавших парогенератора с Балаковской АЭС прибыли на утилизацию в губу Сайду Мурманской области

СПРАВКА

Энергоблоки на этапе вывода из эксплуатации
Блок № 1 Нововоронежской АЭС (ВВЭР‑210)
Блок № 2 Нововоронежской АЭС (ВВЭР‑365)

Энергоблоки в эксплуатации без генерации (ожидается лицензия на вывод из эксплуатации)
Блок № 3 Нововоронежской АЭС (ВВЭР‑440)
Блок № 1 Белоярской АЭС (АМБ‑100)
Блок № 2 Белоярской АЭС (АМБ‑200)
Блок № 1 Ленинградской АЭС (РБМК‑1000)
Блок № 2 Ленинградской АЭС (РБМК‑1000)
Блок № 1 Курской АЭС (РБМК‑1000)
Блок № 2 Курской АЭС (РБМК‑1000)
Блок № 1 Билибинской АЭС (ЭГП‑6)

Что делать с графитом

«В российской и мировой практике отсутствуют опыт и инструментарий, позволяющие безопасно выполнять работы по демонтажу и последующему обращению с элементами графитовой кладки реакторных установок типа РБМК‑1000, — подчеркивает главный технолог департамента управления жизненным циклом и модернизации АЭС концерна Дмитрий Адамович. — Отраслевые организации выполняли многочисленные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по дезактивации облученного графита, которые показали, что это решение имеет высокую стоимость и к тому же ведет к образованию вторичных долгоживущих среднеактивных отходов. В настоящее время в концерне реализуется программа НИОКР по разработке инновационных технологий в части обращения с облученным графитом. В частности, сейчас проводится исследование по определению загрязнения графитовой кладки на энергоблоке № 1 Ленинградской АЭС. Эта информация нужна для того, чтобы в процессе вывода уменьшить количество измерений при описании характеристик упаковок с графитовыми блоками, что опять же позволит кратно сократить расходы. Запланирована разработка технологии и соответствующего робототехнического комплекса для демонтажа графитовой кладки и металлоконструкций реакторов РБМК‑1000».

Прорабатывается возможность организации опытно-демонстрационного стенда для апробирования технологий кондиционирования РАО в виде облученного графита и проведения работ по сравнительному технико-экономическому анализу вариантов захоронения графита от реакторов РБМК‑1000.

Как обезопасить процесс

Пилотной станцией, где начался процесс вывода блоков из эксплуатации, стала Нововоронежская АЭС. В 1984 году на ней остановили блок № 1, в 1990‑м — блок № 2. Ядерное топливо вывезли, блоки перевели в режим эксплуатации без генерации. А в 2013 году на станции образован Опытно-демонстрационный инженерный центр по выводу из эксплуатации (ОДИЦ). Полученный там опыт планируют тиражировать на все станции с блоками на основе реакторов ВВЭР. Проводимые работы в масштабах концерна референтны, ничего подобного в России еще никто не делал.

Для блоков № 1 и 2 в концерне определили вариант вывода по концепции отложенного демонтажа. С 2015 по 2023 год на них в полном объеме выполнили работы первого этапа. В этом году приступили к реализации второго этапа «Сохранение под наблюдением»: с 2024 по 2030 год на энергоблоках № 1 и 2 будут выполнены работы по демонтажу и дезактивации оборудования, предусмотренные проектом. Третий этап «Ликвидация энергоблока» запланирован к выполнению с 2030 по 2035 год.

В России еще не было прецедента обращения с высокоактивным оборудованием с точки зрения его демонтажа и фрагментации. Это касается непосредственно реактора и внутрикорпусных устройств, которые имеют наведенную активность. Человеку там находиться невозможно. Даже при столетней выдержке высокие радиационные поля сохраняются. С учетом этого задача ОДИЦ на ближайшее время заключается в подготовке технологии демонтажа высокоактивного оборудования, основанной на применении дистанционно управляемых систем. Специалисты будут настраивать и управлять техникой с безопасного расстояния. В конечном итоге высокоактивные элементы после фрагментации пойдут на захоронение. Но сначала их нужно разрезать и сложить в контейнеры, пригодные для безопасной транспортировки. В качестве промежуточного предусмотрено временное хранилище твердых радиоактивных отходов
II–IV классов.

«Все наши работы можно отнести к категории научно-исследовательских и инновационных, — говорит замдиректора — руководитель управления производства ОДИЦ Максим Гаврилов. — ОДИЦ сейчас нарабатывает то, что в дальнейшем будет использоваться в концерне на других АЭС, например, на Кольской станции. До этого никто ничего подобного не делал. Так, посты фрагментации выполнены на основе стандартного оборудования — больших ленточнопильных станков, которые применяют на производствах. Работы планируют проводить непосредственно на энергоблоке. Технологически все предусмотрели, специально освободили площади для установки дистанционно управляемых систем и робототехнических комплексов. А вот установки по дезактивации и обращению с РАО являются эксклюзивными. Достаточно сказать, что мы имеем пять патентов на разное оборудование и два свидетельства о регистрации программ для ЭВМ».

ОПЫТ ДОЖИГАНИЯ

Часть ТВС с остановленных блоков Ленинград­ской АЭС еще послужит

На Ленинградской АЭС в начале октября завершили выгрузку топлива с остановленного энергоблока № 2 (реактор РБМК‑1000) для последующего дожигания. Все тепловыделяющие сборки (ТВС), не достигшие половины от проектной глубины выгорания ядерного топлива, перевезены на действующие энергоблоки № 3 и 4 (реакторы РБМК‑1000), где они еще поработают.

«В настоящее время находится на этапе завершения проект, начавшийся в 2019 году сразу после останова нашего первенца, энергоблока № 1, — рассказал заместитель главного инженера Ленинградской АЭС по ядерной безопасности и надежности Аркадий Сосновский. — Возможность и обоснованность предложений ленинградских атомщиков по дожиганию ядерного топлива с остановленных реакторов подтвердили институты научно-технической поддержки. И сейчас можно говорить о том, что прогнозные показатели подтвердились. Более того, они будут перевыполнены. Фактически за счет дожигания ядерного топлива планируется сэкономить 1010 свежих топливных сборок».

Окончательное завершение проекта планируется на декабрь, когда в действующие реакторы блоков № 3 и 4 загрузят последние ТВС, вывезенные с остановленных энергоблоков № 1 и 2. Опыт ЛАЭС по дожиганию в настоящее время активно применяется на Курской АЭС. На очереди — Смоленская станция.

Сколько это стоит

Объем необходимого для всех этих масштабных задач финансирования — сама по себе задача с несколькими неизвестными, поскольку ни одна АЭС на постсоветском пространстве полностью из эксплуатации еще не выведена. На прошедшей в декабре прошлого года стратегической сессии «Рос­атома» заместитель гендиректора концерна — директор по стратегии, тарифам и инвестициям Алла Архангельская отметила, что в концерне прекрасно знают, сколько стоит построить АЭС, но сегодня никто не назовет цену ее вывода из эксплуатации.

Особого внимания заслуживает проблема вывода так называемого ядерного наследия — блоков, которые не производили отчислений в резерв на их вывод. Объем дефицита средств на выполнение соответствующих мероприятий по ним — это весьма значимые цифры. Сейчас межведомственная группа, в которую входят представители концерна, готовит предложения, направленные на решение этой проблемы. Формируется комплексный план по уточнению соответствующих нормативно-правовых актов и механизмов финансирования.

«Стадия вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии — самая трудоемкая, продолжительная по времени, методологически разнородная и наименее автоматизированная из всех, которые есть в жизненном цикле ядерного объекта, — отмечает Андрей Дементьев. — Учитывая, что к 2045 году на этой стадии будут находиться 30 блоков, перед концерном стоит технически сложная и требующая значительных финансовых затрат задача. Полностью вывести энергоблок из эксплуатации в определенном смысле сложнее, чем построить, хотя бы из-за отсутствия подобного опыта. Понятно, что чем интенсивнее будет процесс вывода, чем больше будет остановленных блоков, тем больше усилий потребуется от эксплуатирующей организации, всех участников этого процесса».

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: