На собравшем свыше двух сотен участников отраслевом научно­практическом семинаре генеральной инспекции «Росатома» в Петрозаводске обсуждали состояние радиационной безопасности и ее мониторинга в районах размещения атомных объектов.

Безопасность достигнута

Цифры и факты о состоянии радиационной безопасности в России привели генеральный инспектор Сергей Адамчик и начальник профильного отдела генеральной инспекции Владимир Романов.

Основной вклад в дозу облучения человека вносит естественный радиационный фон — ​в первую очередь за счет газа радона. Стремительно расширяется применение искусственных источников радиации, прежде всего медицинских, но их вклад в дозу облучения в несколько раз меньше природного. Вклад атомной энергетики совсем ничтожен — ​примерно одна двухтысячная доля природного фона.

За последние годы дозы облучения населения в районах размещения объектов атомной отрасли не отличались от естественного фона. Превышения установленной нормы облучения у персонала, а также других опасных радиационных событий не было. За минувшие 10 лет в группе «А» (сотрудники, непосредственно работающие с искусственными источниками ионизирующего излучения, около 70 тыс. человек) среднегодовая эффективная доза облучения снизилась на 20 %, коллективная — ​на 16 %.

Вклад производственной деятельности предприятий атомной отрасли в дозовую нагрузку проживающего рядом населения незначителен. Выбросы радиоактивных веществ за год достигали в основном нескольких процентов предельно допустимого, а максимально — ​не превышали 30 %. Из серьезных происшествий: в 53‑м цехе Уральского электрохимического комбината (УЭХК) при вскрытии емкости с гексафторидом урана взорвался водород (наша газета писала об этом в июле 2023 года). «Сами емкости рассчитаны на 80‑летнее хранение, но в них есть фланцы с резиновой прокладкой. От времени резина растрескалась, внутрь стала попадать влага, вода при радиолизе образует водород», — ​объяснил причину ЧП Сергей Адамчик. Человек в цехе погиб не от радиации, а от удара крышкой, слетевшей с емкости.

Лабораторный радиометрический набор

Благодаря оперативной эвакуации удалось избежать последствий для состояния здоровья людей. Локальное поверхностное радиоактивное загрязнение оборудования и спецодежды не представляло опасности. После дезактивации радиационная обстановка в цехе нормализовалась. Поскольку сотрудники смены подверглись краткосрочному воздействию содержащегося в аварийной емкости гексафторида урана, в профилактических целях, во избежание отсроченных осложнений (токсических бронхита либо пневмонии) их госпитализировали в клинику Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА). Убедившись, что клинические признаки отравления отсутствуют, а результаты лабораторных исследований не вызывают тревоги, через два дня всех специалистов УЭХК выписали.

Когда речь идет о безопасности, цена ошибочных действий или бездействия для предприятий и корпорации в целом — ​это потери, сопоставимые по стоимости со всей выработанной продукцией, подытожил Сергей Адамчик.

Сигналы и реакция

Радиация в нашей стране — ​предмет повышенного внимания не только в отрасли, но и в обществе. Заведующий лабораторией радиационной безопасности Ведущего проектно-изыскательского и научно­исследовательского института промышленной технологии Владимир Касаткин рассказал об опыте обследования и реабилитации участка в Карелии.

Жителей Медвежьегорска беспокоила заброшенная вой­сковая часть практически в центре города, в 60 м от нее расположен многоквартирный дом. Документы на это подразделение в Министерстве обороны представить не смогли, но, по воспоминаниям чиновников-ветеранов и старожилов, в двух зданиях, ныне разрушенных, ремонтировали и градуировали аппаратуру с применением радиоактивных веществ. Местные власти обратились в «Росатом». В результате комплексного инженерного и радиационного обследования территории специалисты «ВНИПИпромтехнологии» выявили превышение естественного фона чуть более чем вдвое. В помещениях мощность эквивалентной дозы составляла десятые доли миллизиверта в час, а глубина проникновения радионуклидов, в основном цезия‑137, в грунт — ​от 60 до 120 см. Подрядная организация «РАОтех» удалила загрязненный грунт, остатки зданий демонтированы, территория реабилитирована.

Обследование бывшей градуировочной мастерской в Медвежьегорске, 2020 год

Ведущий научный сотрудник Федерального медицинского биофизического центра им. Бурназяна (подразделения ФМБА) Юлия Зозуль коснулась состояния шести технологических хранилищ жидких отходов (шламоотстойников) остановленного 10 лет назад сублиматного производства в санитарно-защитной зоне Ангарского электролизного химического комбината. Это земли Байкальской природной территории. Объект ядерного наследия законсервирован и засыпан землей, развернута сеть наблюдательных скважин для мониторинга чистоты подземных вод.

Предметом исследования ученых ФМБА стало содержание обводненных грунтов в окрестностях шламоотстойников. «В пробе осветленной пульпы мы обнаружили повышенное содержание нескольких опасных химических элементов, причем по урану предельно допустимая концентрация превышена на два порядка, — ​сообщила Юлия Зозуль. — ​В донных отложениях притока Ангары Китоя эти загрязнения отсутствуют. Но шламоотстойники находятся в зоне активного водообмена, и засыпка их грунтом не решила проблему изоляции от внешней среды окончательно». Специалисты сходятся во мнении: нужно вывести законсервированные хранилища из зоны активного водообмена и рекультивировать участок.

Мониторинг: цифровизация и унификация

Государство возложило на «Росатом» функцию контроля радиационной обстановки в районах размещения объектов использования атомной энергии. С этой целью создали отраслевую систему мониторинга — ​ОСМРО. На начальном этапе в нее были включены 30 самых значимых объектов первой и второй категорий потенциальной радиационной опасности. За пять лет в ОСМРО был налажен информационный обмен данными. В прошлом году система охватывала 3603 поста радиационного контроля содержания радионуклидов в объектах окружающей среды и 1346 наблюдательных скважин. Данные аккумулируются в Ведомственном информационно­аналитическом центре Единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации (ВИАЦ ЕГАСМРО).

«Гаммасенсор-01» — компонент системы контроля радиационной обстановки

Совет по контролю и мониторингу радиационной обстановки в организациях «Росатома» наметил пути развития ОСМРО в двух направлениях: цифровизация и расширение. Прорабатывается возможность объединить на общей цифровой платформе эту и две другие действующие в отрасли автоматизированные информационно-аналитические системы — ​радиоэкологического мониторинга и объектного мониторинга недр. Обе требуют модернизации, унификации и импортозаме­щения.

Как рассказала начальник информационно-­аналити­чес­кого отдела ВИАЦ ЕГАСМРО Ирина Голубцова, объединенная отраслевая система консолидирует результаты мониторинга радиационной обстановки и снизит трудозатраты на составление отчетности и анализ информации как специалистов организаций — ​участников ОСМРО, так и специалистов ВИАЦ ЕГАСМРО. А в перспективе сможет обеспечивать математическое моделирование последствий поступления радионуклидов в окружающую среду и оценивать эффективность мероприятий по обеспечению радиационной безопасности в районах размещения объектов госкорпорации. Сейчас с участием компании «Гринатом» ведется проработка соответствующего проекта.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: