Ванные процедуры: о чем могут рассказать гальваник и корректировщик ванн

На «Маяке» существует участок гальваники приборно-механического завода (ПМЗ). Газета «Вестник Маяка» пообщалась с двумя сотрудниками этого участка — ​гальваником и корректировщиком ванн, представителями редких для «Росатома» и «Маяка» профессий. «СР» публикует материал коллег с небольшими сокращениями.

Случайные люди не задерживаются

Светлана Собакина, специалист 5‑го разряда, уже восемь лет работает гальваником на ПМЗ. Благодаря ее работе тусклый металл обретает разные цвета и оттенки. Например, приходит на участок деталь — ​страшно грязная, в стружке, а гальваники в итоге получают из нее красивое и блестящее изделие. Для этого электрохимическим способом Светлана Собакина наносит тонкий слой металла на заготовку.

«В быту мы редко задумываемся, какое покрытие у тех же столовых приборов, почему оно не разрушается и как долго прослужит. Именно нанесением этого покрытия мы и занимаемся. И конечно, работаем не с вилками, а с деталями машиностроения. Гальваника обеспечивает защиту продукции завода от воздействия коррозийно­активных, агрессивных сред», — ​поясняет Светлана Собакина.

Химией она увлеклась по совету папы еще в школе. Дальше с отличием окончила в Озерске Южно­Уральский политехнический колледж, филиал МИФИ, по специальности «химическая технология неорганических веществ».

«Когда устраивалась на завод, меня сразу предупредили, что работа у гальваников тяжелая. Большой чан с кислотой, в котором я перемешиваю детали, — ​так подруга представляла мой рабочий день», — ​шутит Светлана Собакина.

На первый взгляд все просто: запомнил очередность и время пребывания деталей в ваннах — ​и все. На самом деле гальваник ведет технологический процесс по инструкциям, пользуясь контрольно-измерительными приборами, следит за исправным состоянием оборудования и автоматических устройств, наблюдает за работой вытяжной и приточной вентиляции. В зависимости от показаний приборов специалист регулирует механизмы подачи изделий, системы подогрева электролита, режимы питания установки электрическим током.

Корректировщик ванн Виктор Коновалов загружает детали в ванну

В отделении, где работает Светлана Собакина, большое разнообразие гальванических покрытий, и каждое выполняет свои функции. Работа гальваника интересная: через его руки проходит множество деталей, и каждую нужно довести, как говорят специалисты, до состояния «конфетки». Труд специфический, поэтому случайные люди надолго не задерживаются.

«Считаю себя высококвалифицированным специалистом, потому что освоила все технологии в нашем отделении. Собираюсь сдать на 6‑й разряд и поступить в вуз на заочное отделение, — ​планирует Светлана Собакина. — ​Я и мои коллеги должны знать сущность процесса электролиза, устройство, принцип работы и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования, контрольно-измерительных приборов, технологические свойства металлов и применяемых электролитов, технические условия, предъявляемые к готовой продукции. И безусловно, правила техники безопасности».

С точностью до грамма

На гальваническом участке ПМЗ шутят: «Если покрытие деталей получилось качественным, гальваник — ​молодец. Если что-то пошло не так, виноват корректировщик ванн». В каждой шутке есть доля истины: корректировщику ванн, как и саперу, нельзя ошибаться, иначе продукция участка будет забракованной. Корректировщик ванн — ​одна из самых редких рабочих профессий на «Маяке». Виктор Коновалов, корректировщик ванн 4‑го разряда, единственный ее представитель. На гальваническом участке ПМЗ он работает два года.

«Мне 23. Окончил Озерский технический колледж по специальности «технология аналитического контроля химических соединений». При приеме на «Маяк» мне предложили освоить необычную профессию, о которой я раньше даже никогда не слышал, — ​говорит Виктор Коновалов. — ​Мне понравились условия труда, внимательные наставники, поэтому раздумывал я недолго. В моей работе есть своеобразное таинство, магия химии: придать металлической детали новые свойства — ​прочность и антикоррозийность. Корректировщик занимается составлением электролита для всех ванн по определенной рецептуре. По графику из них отбираются пробы, результаты анализов передаются инженеру, и на основании его расчетов проводится корректировка электролитов. Здесь уже требуется моя аккуратность с точностью до грамма».

Гальваника — ​процесс сложный. Деталь последовательно опускают в несколько ванн, в которых происходят обезжиривание, травление, активация покрытия, осветление, промывка и сушка. И от того, насколько точен будет корректировщик ванн при подготовке электролита, зависит конечный результат работы всего гальванического участка. Работать головой здесь нужно больше, чем руками.

«Я досконально знаю рецептуру электролитов для всех ванн, процессы нанесения всех видов металлопокрытий, — ​делится Виктор Коновалов. — ​На рабочем месте нужны знания электротехники, электрохимии и неорганической химии. Работа с электричеством и химическими растворами требует максимальной концентрации внимания».

В планах руководства ПМЗ — ​все процессы на гальваническом участке полностью автоматизировать. Это, впрочем, не исключает контроля за ними специалистов, в том числе и корректировщиков ванн.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: