«Над селом постоянно летали дроны»: свидетельства волонтера о ситуации в Курской области

Иван Наумов — ​сотрудник пожарной части, охраняющей Курскую АЭС. Очередной отпуск он проводил в родном селе Коренево Курской области. Когда в начале августа на территорию области вошли украинские войска, Иван вывез из села семью, а сам вернулся: следить за домом. Но обстановка накалялась, и он начал эвакуировать из-под обстрелов стариков и инвалидов, привозить оставшимся еду и лекарства. О своем тяжелом опыте волонтер рассказал «СР».

— Как вы оказались в гуще боевых действий?

— Я уже 13 лет живу с семьей в селе Коренево, примерно в 100 км от Курчатова, благо рабочий график позволяет мне ездить домой. Коренево всегда было спокойным местом, здесь жили около 5 тыс. человек. Наш район на юго-востоке граничит с Суджанским, где 6 августа начались бои с Вооруженными силами Украины, ВСУ. За день до этого мне позвонили знакомые, попросили помочь отвезти односельчан в Суджу, это 40 км по трассе. Вечером я их отвез, утром уехал по личным делам в Курск, там и узнал, что Суджу и Суджанский район бомбят. Сразу рванул в Коренево. Увидел, как люди в панике покидают свои дома: некоторые грузили сумки в машины, а некоторые оставляли все, бежали в чем были. Из села уезжало очень много машин. Понимая, что опасности не миновать, решил вывезти свою семью — ​жену и троих детей. Сейчас они в безопасности.

— А почему сами вернулись в село?

— Не мог оставить дом, хозяйство. Это не только ценное имущество, это память, годы счастливой жизни. Здесь моя маленькая родина, моя жизнь.

— Как вы жили в опустевшем селе?

— Воды и света не было. Некоторые дома разбиты, какие‑то разграблены. Воду покупал в оставшихся магазинах, чтобы как‑то мыться и готовить. Кормил домашнюю птицу и скот покинувших Коренево соседей. Над селом постоянно летали дроны, в том числе над моим домом — ​научился прятаться. Трижды во дворе что‑то взрывалось, была слышна стрельба, взрывы. Односельчане неоднократно просили меня помочь вывезти людей подальше из зоны боевых действий, даже предлагали деньги за перевозку. Геройствовать и мысли не было, помогал как мог. Помню, как, отвезя людей в Курск, возвращался в Коренево ночью с выключенными фарами. Медленно, на первой-второй передачах, чтобы не привлекать внимания.

— Вам все же пришлось оставить родной дом. Что стало точкой невозврата?

— В тот день — ​дату уже не помню — ​я проснулся от грохота взрывов, канонады за окном, пролетающих над крышей снарядов. На часах было пять утра. Подумал, что теперь точно пора уходить. Взял первое, что на глаза попалось. Было непонятно, как лучше покинуть село — ​на машине или пешим ходом. Обстановку узнать невозможно: телефонная связь отсутствует, спросить не у кого, отражают ли наши вой­ска наступление, здесь ли они или их перебросили. Решил рискнуть, поехал на машине. В селе тишина, брошено все: хозяйство, животные, личные вещи и ценности. Я переехал в город Рыльск, это севернее от Коренева. Здесь я, надеюсь, временно.

Иван Наумов — ​сотрудник пожарной части, охраняющей Курскую АЭС

— Вы продолжаете помогать оставшимся в селе землякам. Как узнаете, кому нужна помощь?

— В основном из чата «Ситуация в Коренево», затем переименованного в «Помощь». В августе в чате ежедневно появлялось много сообщений с просьбами привезти еду, воду, медикаменты в занятые ВСУ села, вывезти людей — ​маму, папу, соседей. Люди писали адреса, где жили их родственники. Так я начал ежедневно ездить в село, за раз вывозил по четыре человека: пожилых, семьи без личного автотранспорта. Отвозил их до Рыльска, а оттуда на автобусах людей эвакуировали в Курск. Ежедневно делал по пять рейсов. Сейчас больше помогаем оставшимся в селе людям.

— Кто вместе с вами помогает жителям Коренева?

— Нас здесь много: не только односельчане, но и волонтеры, простые работяги. Многие, как и я, развозят продукты и лекарства, помогают людям с хозяйством. Волонтеров грамотно координируют: не было случаев, чтобы кто‑то приезжал дважды по одному адресу. Спасибо администраторам чата, которые отвечают на вопросы, выясняют адреса. Помню бабушку, родственники которой через чат очень просили ее вывезти. Я несколько раз приезжал к ней, привозил продукты. Стучал в дверь, в окна, но в ответ тишина. Я видел только распакованные пакеты, которые привез ранее. Родственники очень настаивали, чтобы вскрыли дверь или окна, лишь бы была весточка о ней. Я приставил лестницу к окну, увидел в углу дальней комнаты напуганную бабушку, живущую много дней без света и воды в пустом доме. Она боялась открывать дверь, несмотря на то что все эти дни слышала мои просьбы впустить меня. Я уговорил ее уехать и вывез в Рыльск. Ребята в чате в шутку прозвали ее партизаном.

— Вы не боитесь ездить в Коренево? Ведь над головой постоянно летают дроны, уже много сообщений о погибших мирных жителях.

— Каждый из нас, волонтеров, не застрахован от смертельного прилета. Но что теперь — ​сидеть сложа руки? Здесь, помимо местных, много ребят из других городов, даже из Крыма, и каждый хочет помочь людям в этой общей беде. Моя семья в безопасности, это главное, но слабому должен помочь тот, кто может помочь. И я делаю то, что должен делать.

— Как вы оказались в противопожарной охране Курской АЭС?

— Начинал с рядового пожарного в Подмосковье. А когда на Курской АЭС появилось место, перевелся на работу в родные края, служу в должности старшего инструктора — ​пожарного дежурной смены специальной пожарно-­спасательной части № 3 Специального отдела № 3 Специального управления ФПС № 72 МЧС России. Как говорят, где родился, там и пригодился.

Поделиться
Есть интересная история?
Напишите нам
Читайте также: